спрашивает: Виктория (Нижний Новгород)
Здравствуйте! Мне очень нужно спросить у вас совета, тк ситуация зашла в тупик и ни какие действия и аргументы не помогают уже давно, а ситуация только ухудшается. Дело вот в чем: в семье моей самой близкой подруги сейчас очень непростой период и просто слов уже мало. А какие действия предпринять я не знаю, даже фантазия закончилась и порой кажется, что здравый смысл тоже. У моей подруги есть родная старшая сестра, ей 33 года. Речь пойдет как раз про ее сестру, буду называть ее Соней. Эту Соню я знаю очень давно, тк с моей подругой мы дружим с самого детского сада на протяжении всей жизни. Моя подруга (будем называть ее Аня) была всегда спокойным и послушным ребенком, в противовес ее старшей сестры -Сони. Соня еще в детстве проявляла свой характер и пыталась"подминать всех под себя", извлекать из всего выгоду. в общем росла эгоисткой, и с годами характер ее и поведение только становится хуже и хуже. Внешне она вполне себе приветливый человек (кажется), общительная, имеет высшее образование, и жизнь у нее вполне удалась. Она работала по профессии, вышла замуж сразу после института (мужа она выбрала себе более спокойного, которым могла управлять как ей нужно). Соня за время брака родила двоих детей, хотя ее муж отговаривал от второго ребенка (те заранее ей говорил, что второго ребенка они не потянут, тк их жилье небольшое, он один работает, зарплата не большая,а она не собирается выходить на работу). Но Соня никого не стала слушать, сделала в очередной раз как ей захотелось, она забеременела и родила второго. К слову сказать ей материнство не нравилось особо, она постоянно жаловалась на то, что сильно устает и ей нужно больше отдыхать: требовала от мужа путешествий. требовала чтобы он брал ради нее кредиты на отпуск, требовала постоянно от ее сестры (моей подруги Ани) и их мамы чтобы они помогали ей с воспитанием детей, помогали деньгами, но в чем бы ей не помогали, ей всегда было мало и она требовала больше. На фоне этого у них часто были ссоры с Аней и с мамой. но они ее все-таки любят, и каждый раз прощают и терпят. Но на все нормальные слова и объяснения, что она сама для себя рожала и никто за нее не должен все делать, она не реагировала никогда, у нее 1000 причин и она всегда права. Порой кажется, что она не человек, а монстр без души и совести. Со временем все поняли: и моя подруга Аня, и их мама, что муж Сони ее просто еще больше распустил, дал ей волю и Соню уже не остановить. она стала непробиваемым человеком, который только пользуется людьми, а в замен ничего не дает, неблагодарный человек. Но волею судеб, так сложилось, что 2 года назад у Сони умер муж, это произошло внезапно и быстро. На руках у нее остались двое детей (старший сын пошел в 2019 г в школу, младшая дочь ходит в детский сад сейчас). Это было большое горе и все помогали ей как могли, и деньгами и поддержкой, как полагается. Соня пребыла в депрессии, но на работу не спешила. И заявила, что на работу она и не собирается выходить, а будет жить на детские пособия...Те выплаты, которые сделало ей государство и от работы мужа она потратила на путевку на море, ходила в кафе, покупала все что ей хотелось. Все были в ужасе, как же так? кто будет поднимать ее детей, ведь столько расходов и нужно обеспечивать собственное будущее и будущее ее детей? Но с ней как со стеной. она не пробиваемая. Через год она завела новые отношения, и этот парень кажется был святым человеком, они провстречались несколько месяцев, он заботился о ее детях, заботился о ней, но она своим тяжелым характером, своим махровым эгоизмом его оттолкнула, еще и мотивируя тем, что он мало зарабатывает и она достойна большего, как минимум чтобы у него была трехкомнатная квартира и тд и тп (а сейчас она с детьми живет в однокомнатной квартире и не работает). За этот период моя подруга Аня и ее мама, просто готовы лезть на стену, от Сони и ее выходок, но они не могут ее игнорировать и не помогать, тк теперь они чувствуют ответственность за маленьких детей. Соня постоянно требует внимания, требует чтобы ей помогали, приезжали, финансировали, в общем ей все должны, а она никому не должна. На любые увещевания, на поддержку, на ссоры, уговоры - ничего. С некоторого времени она стала выискивать у себя постоянные болезни: насморк - сразу к врачу, то у нее внезапно рука заболела, то еще что-то. При этом она всех дергает, всем жалуется, требует к себе внимания. Все врачи ее знают уже в лицо... ей говорили неоднократно чтобы она уже вышла на работу, и все глупости у нее тут же уйдут из головы, ей не будет скучно и вообще-то это правильно, что она должна сама обеспечивать своих детей. Но это все бесполезно, она и не собирается. В декабре 2019 г она сказала, что у нее начались панические атаки, ей не спится по ночам и вообще не спится, она не может никуда выходить и ей страшно . Соня опять начала мучить сестру Аню и их маму чтобы ее опять спасали и срочно помогали. С ней ходили к неврологу, выписали лекарства. Но она их не принимает, а идет к другим врачам, которые выписывают ей другие препараты, а потом снова начинает мучить сестру Аню и их маму что же ей делать и что пить из лекарств? и тд и тп. Врачи говорят, что у нее неврология. но сколько можно? Жизнь похожа на ад, все на нервах, здоровье мамы и моей подруги Ани тоже стало ухудшаться,и просто страх за маму, чтобы с ней не дай бог что-то ужасное не случилось( стало зашкаливать давление, а порой предынсульное состояние). Аргументы вроде: что у Сони все есть для счастливой жизни: 2 руки 2 ноги голова на месте, и что дети здоровые ее не пронимают. Ничего на нее не действует. Нужен ваш совет. что можно сделать в этой ситуации? как ее поставить на место и достучаться до нее? Ведь очевидно, что она продолжает всеми управлять, привлекать к себе внимание и дальше манипулировать. ЕЕ близкие люди - сестра и мама заложники этой ситуации - они не могут ее игнорировать, тк там маленькие дети, но дальше так не мое продолжаться. Как быть? что можно сделать?

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Виктория, здравствуйте.
Кто Вы в этом треугольнике Карпмана, на настоящий момент?
Вы хотите изменить ситуацию в семье, члены которой ничего менять явно не готовы.
Ведь манипулировать можно только теми, кто сам позволяет с собой так обращаться.
Пока сестра и мама будут бегать за девушкой, как за малым ребенком, ничего не изменится. А вот зачем они продолжают это делать им лучше бы в личной терапии с психологом разобраться.
С уважением, Елена
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Виктория.
Вы описали очень трудную ситуацию, с которой столкнулась семья вашей лучшей подруги. По вашему рассказу практически очевидно, что Соня не адаптирована к жизни в обществе, не в состоянии зарабатывать на жизнь, не в состоянии самостоятельно заботиться даже о самой себе, не говоря уже о детях.
Практически очевидно, что дети в этой ситуации не смогут получить от Сони должного ухода, заботы и развития.
Практически очевидно, что образ жизни Сони асоциален и представляет угрозу для нормальной жизни ее самой, ее детей, ее сестры и матери.
Практически очевидно, что негативная симптоматика быстро нарастает и ситуация становится все более тяжелой, так как необходимые меры по диагностике и лечению не осуществляются.
Без особого риска предположу, что у Сони есть серьезное расстройство психики, и она нуждается в обследовании со стороны психиатров и адекватном лечении.
Сестре и матери Сони нужно быть готовыми к тому, что по результатам обследования им будет необходимо определить Соню на длительное стационарное лечение, и взять на себя заботу о ее детях через органы опеки.
Практически очевидно, что мама и сестра Сони где-то понимают, что происходит на самом деле, понимают, что необходимо сделать, но не готовы принять реальность, и вместо обращения к психиатрам пытаются "достучаться" до нездорового человека, который именно в силу нездоровья не может адекватно воспринимать ситуацию, вести себя адекватно, не может заботиться о себе и о детях.
Повторю: чем дольше мама и сестра будут тянуть время пытаясь "достучаться" до Сони, тем сложнее будет добиться хоть какого-то положительногго результата в лечении, тем труднее и печальнее будет перспектива для всех вовлеченных в ситуацию лиц.
Понятно, что сама Соня не будет в восторге от идеи обратиться к психиатру. Но ее заявления о наличии "панических атак" или агорафобии (боязнь выходить куда-либо) - это прямо и однозначно те симтомы, с которыми консультация психиатра необходима.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений