спрашивает: Екатерина (Волгоград)
Я чувствую себя все время виноватой.У меня сын 27 лет и родители мама 78 л, папа 84 г. Сын сошелся с девушкой (Даша зовут) старше на 5 лет, у нее есть сын 13 лет. Живут в доме Даши, который ей подарила мама. В доме требуется большой ремонт. А моя мама говорит, что вот Даша из внука ( моего сына Алексея) "высасывает деньги" на ремонт, а потом прогонит. То она говорит, что Даша Алексея приворожила. Я пытаюсь её убедить в обратном, но постоянно остаюсь виноватой. У сына пытаюсь получить поддержку, и он говорит, что лезу не в свое дело. Когда помогаю материально, то хорошо. Пытаюсь дать совет, сразу не лезь не в свое дело. Сын два раза уходил и снова возвращался к Даше. Уходил из-за бытовых проблем. Теперь он вернулся, а раскол между мной и Дашей "повис" и мне не понятна эта ситуация, Что делать?

Ответы и советы психологов
Трансформационный психолог, коуч, семейный психолог
чувсво вины - эо детская эмоция и обычно она идет из детства. часто глубокого. Поэтому человек, который чувствует вину будет "искать" разного рода наказания, соотвественно много событий, когда его обвиняютт разные люди.
из этого состояния конечно можно выйти,  можно просто простить себя, а можно сходить к психологу.
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Из-за чего Вы чувствуете себя виноватой? Из-за того, что сын не слушает Ваших советов? (а просит ли он их?) Из-за того, что Ваша мама накручивает Вас (что Даша приворожила, деньги высасывает из сына) и чего-то ждет от Вас, чтобы Вы что? Защитили сына/внука, спасли его от Даши, образумили? В итоге и сын дистанцирует Вас от себя и своей жизни и мама обвиняет. Вам нужно выходить из этих треугольников. Сын вырос у него своя жизнь, пусть сам отвечает за себя и свои решения, несет ответственность за свой выбор. По поводу помощи - а какие отношения между Вами и сыном? Т.е. для сына материальная помощь с Вашей стороны расценивает как всё, что ему от Вас нужно? Т.е. как строились отношения между Вами, привык ли сын к потребительской позиции по отношению к Вам? Какие советы и по поводу каких вопросов пытаетесь ему давать? А нужно ли ему это? Кому нужны эти советы? Чтобы не быть виноватой перед мамой? перед сыном? А какие у Вас отношения с Дашей? Не через сына, не через Вашу маму, а именно у Вас с ней?  Внутри Вас проблема разделения ответственности: свою маму ни в чем не надо убеждать, не пытаться ей объяснять или спорить по поводу выбора сына - это его жизнь, просто обходить эти темы стороной; разобраться в отношениях с сыном, увидеть как Вы строите с ним отношения; и переключиться на СВОЮ жизнь - Вы испытываете чувство вины, потому что берете на себя ответственность за чужую жизнь, за чувства других людей - за маму, за сына, а это то, за что Вы отвечать на самом деле НЕ МОЖЕТЕ - поэтому и нужно это отпустить! А начать отвечать за то, за что Вы на самом деле отвечаете - это Вы и Ваша жизнь!
Екатерина, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне -  работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Екатерина, здравствуйте.
Что делать?
Как минимум, не давать никаких советов, даже если просят. Ваш сын уже взрослый и сам разберется с кем ему жить и как.
Точно так же с Вашей мамой. Нравится ей считать, что Даша приворожила Алексея и высасывает из него деньги, так пусть так и считает. Если сыну это не понравится, он сам будет отстаивать свою точку зрения, как взрослый мужчина, который не нуждается в материнской гиперопеке.
К тому же, если Алексей вкладывает деньги в дом где сам проживает, значит ему самому это нужно и с этим нужно считаться (Ваша мама не может, значит не может, оставьте это ей)
Что касается того, что Вы все время чувствуете себя виноватой, то с этим хорошо бы в личную терапию к психологу. Ведь у вины достаточно глубокие корни.
Решитесь на терапию, обращайтесь.
С уважением, Елена