спрашивает: Марина (Москва)
Здравствуйте. Меня зовут Марина. У меня такой вопрос. Очень часто замечаю, что я испытываю чувство вины по любому поводу и по самым разным ситуациям. Муж сказал, что ребенок себя плохо ведет, я сразу себя чувствую себя виноватой за это, начинаю оправдываться. Свекровь заметила что в ванной пыль на полочке, я уже нервничаю и испытываю стыд. И так во многом. Мне 32 года и я бы хотела как то решить эту проблему внутри меня. Иногда я не могу долго уснуть и перебираю в голове как надо было ответить правильно и как опять же оправдаться. Хотя рассудок мне подсказывает, что я слишком много беру на себя.
Спасибо заранее, Марина.

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Марина, здравствуйте.
Что происходит?
Происходят повторы того, что происходило в Вашем детстве, в общении с родителями.
С детско-родительскими отношениями, нужно разбираться в личной терапии с психологом. Убирать в тандеме со специалистом, мешающие интроекты, страхи, сценарии, удобство для других, взращивать свою самоценность и уважение к себе.
С уважением, Елена
Психолог
Здравствуйте Марина!
Чувство вины это внушенное родителями состояние, страх, что останешься одинокой и тебя не будут уважать и любить. А по хорошему это заниженная самооценка. Я предлагаю вам поднять самооценку и для этого пройти несколько консультаций по Скайпу - первая консультация бесплатна, а дальше сами решите. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог, клинический психолог, конитивно-поведенческий психолог
Марина, здравствуйте.
"... Хотя рассудок мне подсказывает, что я слишком много беру на себя..." - да, действительно в этом - то и может быть сложность. Важно понимать, что не всё на свете зависит от нас и что мы не являемся причиной всего происходящего вокруг нас. Да, конечно, за многое мы несем ответственность, и за ребенка и за пыль на полочке. Но согласитесь, например, замечание свекрови про пыль, не должно вызывать у Вас такие чувства: "... я уже нервничаю и испытываю стыд...." Ну пыль, ну и что?
Марина, могу предположить, что у Вас завышенные требования к себе и Вы не разрешаете себе допускать ошибок. С такими установками жизнь становится сложной, повседневные дела и заботы превращаются в источник постоянного стресса и в итоге это может привести к неврозу, или даже к психосоматике. Чтобы этого не допускать желательно разобрать все Ваши иррациональные установки и убеждения и заменить их на более продуктивные, которые у Вас будут вызывать более адекватные ситуации эмоции. Например, в ситуации с пылью, на замечание свекрови Вы можете испытывать не стыд и вину, а слегка расстроиться, подумав о том, что, возможно, просто стоит почаще делать уборку и т. п.
Можете самостоятельно поработать над своими иррациональными убеждениями при помощи книги "Психотренинг по методу Альберта Эллиса". Но лучше с этим разбираться совместно со специалистом. Буду рада, если Вы выберете для этого меня.
С уважением, Бугаец Юлия, психолог в СПб, очно и онлайн
Психолог
Здравствуйте, Марина! Вы чувствуете себя каждый раз, как ребёнок, которого ругают, что он опять виноват, что он что-то сделал не так, не то - т.е. их мнение (мнение окружающих) остается важным, и в их словах, Вы словно видите зеркало себя, начинаете себя считать такой, какой Вас могут воспринимать другие. Вы пытаетесь соответствовать их образам (быть такой, какой бы они хотели Вас видеть) - но в этом ловушка, Вы отвергаете себя. Здесь важно понять - почему это произошло и когда? Ведь такое отношение к себе сформировалось не просто так, не само по себе - а на протяжении многих лет и нам предстоит разрушить все установки и убеждения, которые сейчас разрушают, предстоит разобраться в личностных границах - учиться их  выстраивать, чтобы Вы могли создавать для самой себя безопасность в отношниях с другими людьми. Разобраться в позициях Взрослый и Ребёнок - они сейчас смешаны, скорее Вы больше ребёнок, который ожидает критики, он её боится, и ждет принятия, но не получает. Разбраться в Ваших отношениях с родителями - такое отношение к себе не само сформировалось, а под влиянием - это влияние нужно найти!
Марина, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Марина, чувство вины - "внушается ребёнку в детстве его воспитателями" (родителями) для того, чтобы проще им манипулировать. Почитайте небольшую статью у меня на сайте:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
Внутри себя - как вы хотите - эту проблему не решить, её нужно выносить вовне - в психотерапию, и там и прорабатывать (и решать). Такие "заманипулированные" в детстве дети превращаются в "несчастных одарённых ребёнков" - которые не могу найти своё собственное "Я" - и психотерапия в этом поиске может помочь.
По этому поводу у меня на сайте есть книга - я полагаю вам тоже может быть полезно и интересно, она первая в разделе "книги" в списке:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=11-Books/
Если будете готовы разбираться в проблеме дальше - могу вам помочь, приходите на очную консультацию, поговорим обо всём более подробно!
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт