спрашивает: Анжелика (Москва)
Добрый день. У меня такая ситуация: у нас часто живет сын мужа от первого брака, примерно 4 дня в неделю, включая все выходные. У нас с мужем есть ещё двое общих малышей. Бабушки- дедушки помогают редко и поэтому хотелось бы, чтобы старший хоть как то помогал по дому и иногда с детьми, но он ничего не хочет, только сидеть за компьютером. Когда просит что-то сделать папа, он делает, а мне он отвечает, что делает уроки, а сам продолжает играть на компьютере в войнушку. Я устаю, помимо своих, этому же тоже надо стирать - готовить, мыть посуду, прибирать и прочее. У меня в связи с этим вопрос: как привлечь его к выполнению какой-то работы по дому? Стоит ли это делать в строгой форме, если на все получаю только отказ? По словам папы, ребёнок никому ничем не обязан, его главная обязанность- это учиться, но я ни разу не видела чтобы он делал уроки и если делает, то только параллельно играя в компьютерную игру. Вторая проблема- ребёнок плохо относится к моим детям за моей спиной обзывает, жалуется другу, что его достал рёв и прочее, но упорно продолжает жить с нами, хотя в квартире его матери есть свободная комната, правда нет компьютера, а здесь он вынужден жить в одной комнате с ребёнком на 13 лет его младше. Иногда мне хочется его больше никогда не видеть, и чем дальше, тем ведёт он себя хуже и эгоистичнее.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Его отец прав - "ребёнок никому ничем не обязан". Но - и вы - "ничем не обязаны ребёнку от первого брака мужа". Просто - демонстративный (перед мужем) игнор и полный отказ от какого-либо обслуживания  его сына или помощи ему.
То есть - "либо  вы семья  - и в семье должны быть здравые правила и люди должны помогать друг другу" - либо это чужой для вас человек, "который вам ничем не обязан" - равно как и вы ему.
Может быть это подтолкнёт вашего мужа к тому, чтобы задуматься о происходящем в вашей семье - и он согласится сходить вместе на семейную встречу к психологу.
Удачи вам.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт