спрашивает: Ксения (Пермь)
Здравствуйте. Мой старшей дочери 7 лет, в этом году она пошла в первый класс, сейчас очень ярко выражена агрессия с ее стороны, она может ударить младшую сестру, так же может ударить меня(маму), бабашку, может кричать что она никого не любит и мы все плохие, не слушается, хотелось бы получить вашей консультации

Ответы и советы психологов
Психолог, клинический психолог / психотерапевт
Ксения, изменение поведения Вашей дочери определённо говорит о её неблагополучии в школе или о дурной атмосфере там: поведение дочери похоже на смещение на семью агрессии, предназначенной кому-то другому. Это может быть плохое отношение к девочке учителя или одноклассников (не обязательно всех, но тех, кто нравится Вашей дочери, чьё мнение стало для неё важным), это может быть и общая обстановка агрессии, царящая в классе. Кроме того, подумайте, не изменились ли вы сами, – возможно, вы стали излишне требовательны к ребёнку теперь, когда требования к ней и так объективно возросли?
Вам нужно аккуратно выяснить, что происходит: пригласите домой одноклассников дочери на какой-нибудь детский праздник, понаблюдайте, как общаются дети! Поговорите с учителем, не рассказывая о странностях поведения дома Вашего ребёнка, а просто узнайте, как успехи у дочери, какого мнения о ней учитель. Вам это нужно для сбора информации не о дочери, а об учителе и его отношении к Вашему ребёнку.
Если ничего понять не удастся, обращайтесь к психологу: причины такого поведения ребёнка очень хорошо выясняются и могут быть даже скорректированы в ходе арт-терапии.
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Ксения.Быстрее всего,дочка такой же и была.Просто,она была недовольна Вами и бабушкой.А теперь детей много.И она недовольна каждым из них.Она недовольна всеми,так как,недовольна собой.Ее самопринятие очень низкое.Быстрее всего,ее детство состояло из Вашей критики,неудовольствия,назиданий и нареканий.Ребенок от этого счастливым не становится.Но,становится злым,грубым,обидчивым,ранимым и не состоятельным,слабее всех.И единственное,чем он может защищаться-грубостью.Так как,грубость отдаляет детей.И Вашей дочке спокойнее,когда с ней не дружат.Тогда и обижаться не на кого.Она спокойнее в одиночестве,никому не доверяя.Так как,доверие к маме,что она чудесная,классная и безупречная-не состоялось.Выход из ситуации труден и долог.Важно кардинально менять отношение к дочке.Принимать теперь ее БЕЗОЦЕНОЧНО ХОРОШЕЙ.Хвалить,одобрять,обнимать,вдохновлять,верить в нее и принимать только хорошей.Тогда,постепенно,доверие дочки к маме начнет возвращаться.За год-полтора могут произойти серьезные изменения в лучшую сторону.Любимый ребенок злым не бывает.Попробуйте атмосферу контроля поменять на атмосферу ПОЛНОГО ПРИНЯТИЯ ДОЧКИ ХОРОШЕЙ.И ситуация кардинально изменится.
Психолог
Здравствуйте, Ксения! Да, такое поведение у детей возникает, НО, поверьте, причину нужно увидеть конкретно у Вашей дочери - что она испытывает? Злость по отношению к школе (дети, учителя), там не получается и она переносит это на Вас, сестру, бабушку. Или что-то происходит в отношениях между Вами (семьей) и дочерью. Она таким образом получает разрядку, просто запрещать ей бесполезно, наказывать тоже, ведь это не избавит её от того импульса, от той потребности выплеснуть свой заряд, который есть и растут внутри неё. Ей нужно помочь, чтобы она сама поняла, что она испытывает - к кому это относится, к школе, к кому-то из детей, к Вам, к сестре, к бабушке (она сейчас и в школе видит, как дети "решают" свои проблемы, они дерутся и тоже прибегает к этому поведению), когда она испытывает злость, от чего,в  каких ситуациях, нужно в это время предложить ей другие варианты того, как она может выразить себя - что бить - это не выход, а что тогда? Т.е. если Вы ей запрещаете или наказывать, то не даете ей другого выбора - а он должен быть, она сама не нашла ничего, кроме как проявлять свою силу. Поэтому нужно предложить ей другой путь разрешения, в зависимости от того, на кого направлены её чувства и эмоции. Вам стоит очно обратиться к психологу, чтобы специалист провел диагностику, увидел ситуацию глазами ребёнка, провел диагностику семейных отношений, смог объяснить Вам, что происходит с дочерью, что она испытывает, на кого направлены эти эмоции на самом деле и как Вы можете ей в этой ситуации помочь, как можно помочь ей иначе выражать свои чувства!