спрашивает: Светлана (Омск)
У меня вызывает беспокойство отсутствие цели в жизни сына (ему 25 лет) и не желание что либо предпринимать, как я поняла он боится, стесняется разговаривать с чужими людьми, да и со мной перестал делиться. Проживаем вдвоем в одной квартире, я развелась когда сыну было 14-15 лет, насилия не было, но года два психологически тяжелая обстановка была. Работу найти не может, не знает какую и что хочет, хотя имеет высшее образование, 2-3 месяца работал по специальности, зар.плата не устроила. Хочет больше денег, но при этом лежит на диване. Пробовал работать у отца (я не препятствовала их общению). Год работал по разным городам.
Чувствуют сыну тяжело общаться с отцом, по мне так отец правильные вещи говорит, возможно грубо преподносит, но сын сразу закрывается. Друзей сейчас у него не много, хотя всегда был заводилой, 10 лет футбольный вратарь, находился в социуме. Была большая длительная любовь, которая закончилась предательством с её стороны, сейчас постоянной девушки нет. Вокруг все циники- его слова. У него был опыт общения с психологами 3-4 раза, мне сказали не переживать, он умный всё понимает, просто ему нужно чуть больше времени. Уже 25 лет, куда уж больше. Я пытаюсь разговаривать на разные темы, но отвечает - у меня дела как обычно, что может измениться.... Чувствую себя виноватой, что не могу правильно донести жизненные вещи. Посоветуйте, нужно ли настаивать на консультации семейного психолога, чтобы оба к одному специалисту обратиться или лучше к разным?. Или ему лучше с психологом мужчиной работать? Мне сын ответил - что уже там был, не помогает. Считаю насиловать нельзя, а сам не идет. Что мне делать? Я ему не навязываю чем заниматься, говорю просто пробуй всё подряд и только тогда найдешь, а я поддержу любой твой выбор. Но я очень переживаю, что ничего не двигается и даже не пробует. Пожалуйста посоветуйте как изменить ситуацию?? SOS

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Светлана! У Вашего сына нет мотивации что-то делать в своей жизни, так как его всё устраивает - он сидит дома, на диване, у него есть что поесть, есть крыша над головой, есть деньги - т.е. какая у него мотивация??? И есть Ваша гиперопека, которая и взращивает в нем эту инфантильность. Что делать в этой ситуации? отделить сына, дать ему возможность встретиться СО своей жизнью, а не с теми "тепличными" условиями, которые сейчас Вы создаете для него. Он привык ко всему, привык к Вашему чувству вины перед ним и пользуется всем этим. Только когда он будет от Вас отдельно, только тогда он столкнется с тем, что оказывается нужны деньги, чтобы можно было купить еды, что деньги нужны  для того, чтобы заплатить за квартиру или комнату, и что эти деньги нужно заработать и этого никто не сделает кроме него. Вы сейчас заботитесь о нем, даете ему возможность сделать свой выбор и устраивать свою жизнь, НО по сути, на самом деле Вы оказываете ему "медвежью услугу", он не учится быть самостоятельным и ответственными, он привыкает к своей незрелости и нфантильности. Подумайте, он всё время будет "искать себя", при этом будет только оправдывать себя, обвинять все вокруг, жить под Вашим крылом, НО будет проходить время - а что будет, когда с Вами что-то случится или Вас не станет - с чем останется он? с выученной позицией инфантильности и бездействия - а время будет упущено, что он сможет тогда??? Светлана, не от Вас зависит, что сын не вобрал в себя "жизненные вещи",а ОТ него - не берите на себя ответственность за его жизнь, за его действия и бездействия, за его выборы, за те приоритеты, которые он расставляет. Вам нужно взять под контроль ТО, что Вы на самом деле можете контролировать - это НЕ ЖИЗНЬ СЫНА, а свое поведение и свои реакции - именно Ваша забота сейчас и разрушает его, чтобы ребёнок встал на ноги, нужно перестать носить его на руках...