спрашивает: Елена (Москва)
Уважаемые психологи, помогите советом.Мужчина придумывает себе психологические проблемы (несуществующие детские травмы и пр.), находится в перманентном страдании от всего подряд, одновременно с этим паталогически впадает в крайности и даже принимает препараты, например: у него бессоница, спать не может якобы совсем. Затем бессоница "рассасывается", появляется одержимость питанием - от каких продуктов ему хорошо соображается, от каких плохо, еда по часам и пр. В ряде ситуаций, когда от него даже ничего особенного не требуется (ни собранности, ни скорости мышления) он впадает в "состояния", например: о боже,я сейчас в таком состоянии,я ничего не соображаю, ничего не могу". Или: ну ты же помнишь, в каком я был "состоянии". Состояние для него это период времени в который он не может нормально мыслить (с его слов), выражается это в наигранном заикании и глупом, неприятном поведении, которое тоже наиграно. Одновременно с этим он постоянно занимается "психонализом" в результате которого приходит к тому, что он не зрелый, не способный чувствовать и т.д. При фактической проверке детских травм оказалось, что изложенные им факты неправда. Одновременно с этим мать мужчины страдает хроническим психическим заболеванием - шизофренией. Может ли его поведение быть симптомом будущей болезни или это какое-то иное отклонение, игра? Лечится ли это и есть ли какой-то термин, чтобы охарактеризовать подобное поведение. Подобное поведение похоже на синдром Мюнхгаузена и ОКР, однако больше похоже на игры. Как понять грань между его реальной нестабильностью и придурью?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Елена!
Это не придурь - это реальное заболевание и очень тяжелое - потеря собственного состояния и Личности. Вам нужно обратиться в клинику неврозов и постараться сдвинуть его состояние в сторону боле стабильного. Потом предлагаю свою помощь для коррекции поведения. Не переживайте это можно поправить, захотите ли вы этим заниматься - это долгая история. Приходите на бесплатную первую консультацию по Скайпу - поговорим. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Здравствуйте, Елена! Да, то, что Вы описываете может быть проявлениями серьезного психического заболевания (возможно, шизофрении), возможно, другое состояние - НО - помните - поставить диагноз, может только врач-психиатр! Да, его поведение нестабильное, со стороны другим людям оно не понятно, он перескакивает с одной идее на другую, есть истероидные черты (проявление игры на публику), занимается "самокопанием"  - при этом наблюдаются проблемы с работой? с отношениями? В любом случае - сейчас время работает против него - не стоит пытаться искать ответов в сети, в интернете - ему нужна реальная помощь. Возможно,у него нет критики к своему состоянию. Кем Вы приходитесь этому мужчине? Дело в том, что если он сам НЕ ХОЧЕТ обращаться за помощью, то это могут сделать его родные, семья, жена - в этой ситуации, необходимо обратиться в пнд по месту жительства этого мужчины, поговорить с врачом, объяснить всё, что наблюдается в его поведении, чтобы стало понятно, что с ним происходит и дальше уже вместе с врачом можно решить, каким образом можно оказать ему помощь (амбулаторно, стационарно, больница). НО - помните - время работает против него - если это состояние, например, шизоврения - НО излечится невозможно, НО можно принимать лечение, чтобы человек мог жить среди людей, возможно, работать, общаться  и тд., но для этого необходимо обратиться к врачу! И ещё - психолог - не врач - не в компетенции психолога работать с такого рода проблемами, когда есть вероятно того, что человек болен, поэтому чтобы или исключить или подтвердить возможное расстройство психики, обязательно нужна консультация врача-психиатра!
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Может ли его поведение быть симптомом будущей болезни или это какое-то иное отклонение, игра? Лечится ли это и есть ли какой-то термин, чтобы охарактеризовать подобное поведение.
Подобные проявления характерны для расстройств шизойдного спектра. Как правило с возрастом "чудаковатость" возрастает. Нужно, чтобы человек хотел заниматься своим собственным психическим здоровьем, при желании в рамках работы с психологом в формате "лечения разговором" - возможны достаточно серёзные изменения.
Предложите ему подумать о работе со специалистом, чтобы он не довёл себя до состояния мамы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог, клинический психолог / психотерапевт
Елена, я вижу Вашу усталость от общения с таким сложным человеком. Заочно диагноз ставить невозможно, да психологи и не ставят диагнозы, могут только порекомендовать обратиться к психиатру, если САМ человек испытывает существенный дискомфорт от своих «состояний».
Если же дискомфорт испытывают преимущественно его близкие (как в Вашем случае), близким и нужно определиться, готовы ли они терпеть проявления чьего-то «трудного характера» дальше. Что изменится лично для Вас, Елена, если Вы услышите, что у этого мужчины отягощённая наследственность, что у него букет невротических расстройств и т.д.? Тогда он сразу перестанет Вас раздражать и Вы исполнитесь сочувствием? Лечиться, если он сам не хочет, Вы его не заставите, даже если он нездоров...
А если его расстройство именно в том и заключается, что ему то кажется, что он болен, то хочется найти своей тревоге объяснение, то нужно, чтобы его пожалели?.. Вы готовы или Вы в такие игры не играете? Вот ведь в чём вопрос.
Во время войн под расстрел всегда шли такие странные «симулянты», которые то вдруг слепли, то паралич их разбивал, а врачи никакой болезни не находили! - вот и признавали их симулянтами, которые хотят от боевых действий откосить. А это были истерики, вроде бы нормальные, не сумасшедшие, в мирной жизни, психика которых не выдерживала ужасов фронта, не они, по своей воле, а ОНА, их психика, имитировала заболевание, защищаясь от реальности. Вменять им в вину этот «обман» нельзя было (и за него расстреливать).
Жить с невротиком тяжело, облегчить его (и свою!) жизнь можно – долгосрочной систематической психологической поддержкой, но ожидать, что человек в корне переменится и станет ответственным, брутальным «добрым молодцем, писаным красавцем», не стоит.