спрашивает: Артем (Москва)
Здравствуйте, у меня проблема которая очень мешает жить,мне 14 лет и я краснею от волнения и ничего не могу с этим поделать. В школе естественно очень тяжело. Рассказывать стихи/доклады максимально сложно. Без насмешек одноклассников, кончено не обойтись. Рассказать родителям о проблеме тоже тяжело, скорее стыдно. Учиться очень хочется, был отличником,щас до троек скатился. Общаюсь только с лучшими друзьями (их 2-е)хотя раньше общался со всем классом. До сих пор не могу понятно, какого типа у меня эта проблема, физиологическая или психологическая. Вообщем все очень сложно и я не знаю что делать. А щас 8 класс и началось с 7,когда учительница первый раз меня опозорила перед классом, был Октябрь. Целый класс, 7,для меня был адом. Я не хочу что бы 8,тоже был для меня таким, мне хочется учиться. Не знаю что делать

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуй Артем!
Есть такой метод BSFF Там с помощью работы с собой можно убрать все свои проблемы самому. Найди его в интернете и попробуй. Главное хотя бы один сеанс пройди и резко почувствуешь прилив энергии и уверенности. Не бросай , когда ознакомишься с методом - попробуй. Я сама это испытала. Если будут вопросы - пиши
Психолог
Здравствуй, Артём.
Такое понятное и в то же время конкретное, краткое письмо от тебя. Удивлена, что оно написано 14ти-летним человеком. Ощущение, что взрослым. Тем более ты не закрылся, не остался наедине со своим вопросом, а решил найти психологическую помощь. Восхищена твоей зрелостью и способностью двигаться вперед даже в непростом моменте.
Ты пишешь, что всё началось с 7 класса в ситуации с учительницей.
Профессиональное видение подсказывает мне, что причина была гораздо раньше, а учительница только нажала на «больную точку» под названием «Стыд». Есть что-то сильное для тебя в этой теме. Тем более, что ты пишешь: «Рассказать родителям о проблеме тоже тяжело, скорее стыдно».
В социуме это удивительным образом происходит достаточно часто: окружающие, сами до конца не осознавая, как они это делают, находят наши слабые места и проявляют их через слова/поступки/фразы. Не только в теме стыда. У каждого свои такие темы есть.
Звучит не очень ободряюще. Тем не менее, окружающие таким образом помогают нам встретиться, познакомиться с самими собой. Узнать наши сильные и слабые стороны, встретиться с нашими травмами и ранами. Тем более у тебя тот самый возраст, когда очень важен статус в обществе одноклассников.
А дальше уже жизненный путь каждого человека направлен на исцеление любых травм, проявившихся ранее. Есть сильная фраза: "Мы получаем раны для того, чтобы через них прошёл Свет".
Искренне любя жизнь, при этом пройдя большое количество разных (иногда не самых лёгких) моментов, я возьму на себя смелость сказать тебе, что ты можешь ничего не предпринимать в твоей ситуации. А только наблюдать, как сама жизнь начнёт исцелять её.
Знаю, что звучит немного «волшебно». Тем более,  самая тёмная ночь всегда наступает перед рассветом, т.е. вполне вероятно, что ситуация может усилиться, потому что ты посещаешь школу каждый день. И всё же (будучи психологом сама и зная много хороших специалистов) я не знаю лучшего психолога, чем сама Жизнь. Если сможешь не зацикливаться на своей проблеме, а попробуешь смотреть шире, увидишь и тех, кто прямо сейчас искренне готов поддержать тебя и новые ситуации, которые словно льют бальзам на произошедшее. Возможно, учительница пробовала как-то исправить ситуацию. Или даже в глубине души она осознала, что поступила некорректно. Возможно, еще что-то и кто-то прямо сейчас искренне заботится о тебе и хочет помочь. В стрессе мы часто не замечаем, насколько жизнь удивительно заботлива и щедра. Наоборот, многие предпочитают ощущать себя жертвой.
Если все же захочешь «поработать» более глубоко, рекомендую взять полноценную консультацию, на которой можно будет действительно найти истинную причину и, следовательно, более корректно проработать её.
Из того, что еще кратко в письме могу подсказать тебе:
1) Возможно, дело не в стыде, а в нервной системе. Возможно, ситуация с учительницей совпала с каким-то фактором, который значительно ослабил нервную систему: серьезная контрольная работа или другой стресс. После стресса многие люди сильнее и болезненнее реагируют. Так, например, если собака неожиданно громко начала лаять на 2х детей, один из которых был ослаблен - тот, который был слабее в этот момент, в скором времени может начать заикаться. Второй же отделается только испугом. Многие родители начнут усиленно удилять вимание заиканию. На самом деле важнее стабилизировать нервную систему, успокоить её любыми возможными методами: курсом массажа, витаминами, прогулкой или теплой ванной по вечерам перед сном и тогда нервная система станет способна сама справиться с неврозом и признаки ПОЛНОСТЬЮ пройдут.
2) Если тебе станет интересно самому почитать книги на эту тему, могу порекомендовать 2 хороших авторов:Лиз Бурбо «5 травм, которые мешают быть самим собой», обратив внимание на описание травмы «Униженый». В этой книге описаны 5 основных травм, которые бывают у любого человека. При этом есть интересная мысль о том, что НИ ОДНА ТРАВМА НЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ. Человек уже рождается с зачатками той или иной травмы, и жизнь проявляет их. Конечно же, для того, чтобы исцелить. Словно у каждого из нас есть некая задача с рождения. Словно жизнь верит в каждого из нас и ждет, некоторого опыта, результата.
И другой автор Виктор Франкл. Особенно рекомендую его труд «Логотерапия». Удивительнейший человек, выживший после концлагеря, потерявший всю семью, но сумевший найти смысл жизни и помогший многим людям, в том числе подросткам, которые в трудных ситуациях начинали испытывать трудности с нервной системой. Работал очень мягкими методами с заиканиями, энурезом, депрессиями, нежеланием жить. Особенно интересна его фраза: «Внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление полной неадекватности пациента».
3) Если по каким-то причинам не получится самостоятельно изменить ситуацию, а так же получить полноценную психологическую консультацию, ты можешь помнить о возможности Домашнего обучения. Дети многих моих друзей отлично обучаются по образовательной программе через интернет, сдавая экзамены, успешно заканчивая учебный год иногда раньше своих школьных одноклассников. Имея при этом больше свободного времени и возможности заниматься любимыми делами. Единственно, что здесь важно иметь достаточно мотивации, чтобы обучаться самому и дисциплинированно выполнять задания. Если будет интересна эта возможность, я могу узнать всю подробную информацию.
4) Есть хороший фильм с Ди Каприо «Авиатор», где при больших стрессах и нагрузках его нервная система стала нестабильной, но даже при этом он вышел из всех ситуаций достойно. Сильный мотивирующий фильм, показывающий, что важно не зацикливаться на переживаниях, а двигаться каждый день дальше. Потому что многие действительно позволяют переживаниям захлестнуть.
5) И самое главное, не верь в силу этой ситуации. Не подкармливай ее воспоминаниями, переживаниями. Не думай о себе как о жертве. Попробуй осознать, что это была всего-лишь ситуация. Да, неприятная. Но она закончилась и нет смысла помнить о ней и тащить её за собой. Вырази гнев по этому поводу. Часто стыд говорит о подавленном гневе. Найди способ сделать это экологично, не вредя ни себе, ни учительнице. Многое изменится, когда самостоятельно или с психологической помощью найдешь способ выразить эмоции.
6) ПРИНЯТИЕ. Если не получится ничего из перечисленного, прими себя таким: не понимающим, какого типа проблема,краснеющим, волнующимся. Можешь прямо с этого начинать каждое свое выступление/стих, сказав: "Я очень волнуюсь. Знаю, что я буду краснеть, возможно кому-то будет смешно, но я попробую сделать свой доклад". И продолжать дальше свой доклад. Прими себя и попробуй защитить себя такого, какой ты есть без стремления изменить себя. Без убегания от ситуации и, наоборот, без агрессивной защиты. Это проявление огромной силы - разрешить себе быть уязвимым, искренним. Многие взрослые не умеют делать этого, надевая защитные панцири и маски безразличия, агрессии, и еще много других. Поэтому я выделила слово "принятие" жирным шрифтом. В большинстве ситуаций принятие себя таким, какой я есть в данный момент, нужно человеку больше, чем любые другие способы справиться с ситуацией.
Еще раз напишу о том, что восхищена тем, что ты написал. Правильно поступил. При любом твоем выборе: обратиться или нет за консультацией, начни осознанно укреплять нервную систему теми способами, что я перечислила и найди еще свои, увеличь количество физической нагрузки и смело продолжай вступать во взрослую жизнь. Впереди много интересного и удивительного! Особенно когда вступаешь во всё новое со стабильной, крепкой нервной системой и психикой.
С уважением, Людмила.
Психолог, клинический психолог / психотерапевт
• Артём, застенчивость - признак не низкой, а высокой самооценки. Вы знаете, что у Вас блестящие способности, что они открывают широкие возможности перед Вами. Не знаете пока Вы только одного: как сделать так, чтобы окружающие в этих Ваших способностях не сомневались. Эта цель и вызывает у Вас волнение на самом деле. Волнение отступит, если Вы, выступая перед аудиторией (отвечая на уроке), будете полностью погружены в то, о чём говорите, забудете о себе совсем.
• Что же касается румянца - это сосудистая реакция, свойственная многим людям в юности. У большинства она (к сожалению!) с возрастом проходит. "К сожалению", потому что румянец всем молодым людям и девушкам на самом деле очень идёт. Кроме того, он говорит, что Вы искренний и неравнодушный человек, что тоже совсем не плохо. Главное, чтобы "краснели" Вы от увлечённости предметом, а не от мысли о производимом Вами впечатлении.