спрашивает: Вячеслав (Москва)
Меня зовут Вячеслав, 64 года. Месяц назад от рака умерла моя жена Лариса. Мама моя, 90 лет, живет с сестрой отдельно, год назад сломала шейку бедра, чуть-чуть стала ходить на ходунках, очень низкое давление, близкое временами к коллапсу. О том, что у моей жены рак, ей не говорили, она знает, что у Ларисы проблемы с позвоночником, поэтому она с трудом ходит по квартире на костылях, в общем, болеет. Последний раз они виделись на Новый год 17-18, когда мы с Ларисой к ним ездили. Мама моя искренне любит Ларису, все время спрашивает у меня о ее здоровье, передает приветы, целует обоих и т.д. Когда Лариса умерла, сестра с мамой жили на даче, скорой помощи там не дождаться, поэтому решили до отъезда с дачи ей про Ларису не говорить, опасаясь, что это может привести к печальному концу. В прошедший выходной с дачи уехали, но мама чувствует себя неважно, начались какие-то как прединсультные головные боли на половине головы, а давление временами 50 на 30. Скоро будет 40 дней, мне все тяжелее забалтывать вопросы матери про Ларису и менять тему, я постоянно думаю об этой ситуации как о чем-то нехорошем, предательском с моей стороны по отношению к Ларисе и это меня сильно угнетает. С другой стороны, если что случится, потом будешь себя винить.
Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать, как поступить?
С уважением, Вячеслав.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Лучше всего - найти возможность как-то "психологическии разгрузиться", так как вы - переполнены переживаниями. А сделать это - проще всего в кабинете психолога. У вас указано что вы из Москвы - и как житель города вы можете получить бесплатную психологическую помощь в городской психологической службе, постарайтесь воспользоваться такой возможностью.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Трансформационный психолог, коуч, семейный психолог
Совершенно не простая ситауйия. Попробуйте написать маме письмо, в котором опишите все случившееся. Возможно она его даже ен прочитает, а вам может стать полегче носить тяжкую ношу тайны.
Как человек, я наверное делала бы тоже самое. От неизвестности еще никто ен умира, а вот от првды - может. Тем более Ваша мама прекрасно понимает, почему нет ее невестки рядом. Она не обижается на нее.
Действительно такие неприятные сообщениямогут критически повлиять на здоовье человека даже здорового, не то, что в 90 лет и при тех проблемах, что вы описывали.
Вы все правильно делаете.
Психолог
Здравствуйте, Вячеслав! Понимаю, то что Вы чувствуете себя в капкане - с одной стороны, это, словно, не честно по отношению к своей умершей супруге, ведь и Ваша мама её тоже любит, а, с другой стороны - чувствуете, что сможете винить себя, если скажете маме и ей станет плохо, а если с ней станет плохо, то нет никакой гарантии, что она сможет прийти в себя. Ведь и потом, маме с этим жить, переживать и это будет постоянно сказывать на её состоянии. Понимаю, вопрос этический и вряд ли кто-то может Вам сказать четко - да, говорите маме, или нет, не говорите маме. Подумайте о том - как Ваша жена относилась к Вашей маме? Любила ли её, была ли доброта с ей стороны к Вашей маме? Ведь почему-то и о заболевании Ларисы, Вы не говорили маме - ведь это было Ваше совместное решение и она тоже была согласна с этим, чтобы не довести маму до какого-то нехорошего состояния, ведь тогда и она сама (Лариса) испытывала бы чувство вины! Подумайте - чтобы Вам сказала жена, находясь ТАМ, для Вас ЗДЕСЬ - хотела бы она, чтобы Ваша мама узнала и возможна с её здоровьем что-то случилось бы, ведь даже, если Ларисы нет, то всё равно, это словно, распространяет чувство вины и на неё тоже. Хотела бы она, чтобы Вы рассказале маме или хотела бы, чтобы оберегали её от лишних переживаний? Когда Вы посмотрите на этот вопрос, с этой стороны, то, возможно, Вам легче будет принять решение. Когда примите, поговорите со своими родными, чтобы все знали - ведь если скажете, то это может быт ударом для мамы и последствия могут быть разными, готовы ли будут к этому Ваши родные?  Ведь ответственность за Вашу маму и её состояние сейчас лежит на Вас всех, всех кто заботиться о ней! Если решите сберечь Вашу маму - то вместе договоритесь, чтобы уводили маму от этой тему и переключали её внимание. Подумайте - для Вас и для Вашей мамы вместе (пока она ещё рядом с Вами) отведено не так много времени - как Вы думаете - как лучше ей это время провести, понимаю, Вы словно, решаете за неё, не спрося её, но Вы чувствуете на себя ответственность за её состояние, т.к. физически она очень слаба и эа новость, как "оружие", которое может навредить маме.