спрашивает: Светлана Голубева (Самара)
Добрый день! Очень хотелось бы услышать взгляд со стороны на следующую ситуацию.
У меня есть родная сестра, разница у нас в возрасте небольшая. Я ее любила очень и всегда неслась ей на помощь. Мы были близки, но только я стала замечать, что я для нее последнюю рубашку отдам, а она во всем держится очень отдаленно. Если я не позвоню, то и она не позвонит. Мы с ней открыли свой бизнес на мои деньги (сейчас понимаю, что это было очень опрометчиво), но прибыли делили напополам и вот когда я стала обращаться к ней с какими то проблемами, она просто молча говорила "Зачем я должна это слушать", закрывала дверь и уходила. Вопросы не решались, а копились во мне и я постоянно пыталась донести ей о необходимости разговора и разрешения проблем. В ответ тишина или "зачем ты все время это начинаешь?". И так из раза в раз. Потом она решила, что это все из-за того, что она не внесла свою половину денег (хотя в разговоре речь об этом вообще никогда не поднималась, тут другое... понимание, взаимопомощь) отдала мне 40% своих денег. Мы с ней так не разу и не поговорили по душам, она всегда отмалчивалась, говорила "зачем это поднимать" и переводила ситуацию, что я просто маразматик. Если честно меня эта очень расстраивало (это очень мягко сказано). Потом мы решили свернуть бизнес, она продала за моей спиной за бесценок все оборудование. Это ладно, все переболело, но.... я не понимаю как себя вести, если я что то рассказывать интересное, она начинает со мной в параллель разговаривать с каким то другим собеседником, когда я приехала со свадьбы своего сына (она ехать не захотела) она сделала все возможное, чтобы не слышать о мероприятии. Я не держу зла, все простила, переболела ситуацией, но сейчас, когда мы разговариваем по телефону у нее голос такой радостный, вроде делаю выводы, что все хорошо. Шлем смс тоже присылает добрые смайлики, веселые переписки, но стоит мне прийти к ней в гости, может даже не пригласить присесть, я уж не говорю о приятной встрече в коридоре. Лицо каменное. Не понимаю как себя вести, вроде и ссорится не хочется сестра же, но и очень болезненно переживаю ее неприятие. Хочется быть подальше от такого человека.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Светлана! Вы уже сами поняли, что с её стороны есть непринятие Вас. Как бы Вы ни были к ней добры и как бы ни показывали ей, что готовы ей всё простить и "отдать последунюю рубашку" - НО - за все эти годы, поверьте, сестра привыкла толькок одному - не воспринимать Вас серьезно - почему? Потому что Вы стремились показывать ей свое отношение к ней, что она дорога Вам и что Вы любите её - Вы многое делали для неё, позволяли причинять себе боль - в  ответ, Вы скорее вего думали, что она оценит все Ваши жертвы и будет Вас любить - НО - она видела лишь то, что Вы сами не уважаете и не любите себя, что ставите её выше себя, что готовы всё ей отдать и такое отношение и восприятие Вас стало для неё нормальным. Т.е. в Вас она видит не сестру, которая так много ей сделала, так многим жертвовала (это был Ваш выбор, но не её!),  и которую она уважает и любит; а видит сестру, которая позволят пользоваться собой и может принимать любое отношение к себе. Да, это правда, к сожалению, между Вами именно такие отношение. Но не стоит винить её в том, что она не любит Вас и не проявляет уважения - ведь она не просила Вас о жертвах, это был только Ваш выбор и здесь важно - почему именно так Вы воспринимали отношения, почему именно через жертвы и самопожертвование можно заслужить любовь сестры? Т.е. вы нуждались в этой любви, тепле, внимание, заботе, НО - в ответ на то, что человек забывает про себя, показывает, что он сам именно так относится к себе, не возникает у сестры желание любить Вас, она видела, как Вы относитесь к себе, поэтому и сама стала к Вам так относится.
Для Вас важно - увидеть себя в отношениях между Вами и сестрой, увидеть свое отношение к себе и начать именно с этого, не пытаться понять - почему же за всё, что Вы для неё сделали, она отвергает Вас - а разобраться в том, почему позволяли так к себе относится, что Вами двигало, т.е. нужно переключить центр внимания на себя и свою жизнь,а  не на сестру!
Светлана, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Светлана!
Есть мир живых людей, которые нас окружают, и есть мир наших представлений о них, который существует в нашей голове. И эти два мира в чем-то похожи, а в чем-то различаются прежде всего потому, что каждому человеку свойственно хотеть от окружающих не только того, чего эти окружающие ему дать могут и хотят,  но и того, чего окружающие дать не хотят и не могут. Вы хотите от сестры близости большей, чем она хочет и может вам дать со своей стороны без фальши и перенапряжения.
Вы хотите, чтобы всегда, в каждом моменте сестра вела себя по отношению к вам именно так, как вы ожидаете и хотите, чтобы она забывала обо всем и обо всех, когда вы хотите ее внимания. А когда возникает хотя бы малейшая разница с вашими ожиданиями - типа она не улыбнулась вам в коридоре при случайной встрече или не выразила восторга от предложения слушать подробности о каких-то событиях из жизни вашего сына - то вы воспринимаете это как агрессию, оскорбление и предательство с ее стороны. Хотя на самом деле речь идет не о неприятии, а о том, что вы постоянно пытаетесь занять в ее жизни места больше и ближе, чем это было бы комфортно ей, а она воспринимает это как акты агрессии и попытки нарушить ее личное пространство с вашей стороны и пытается отстраниться/защититься.
Для того, чтобы добиться своих целей и заставить сестру стать ближе и уделять вам внимания больше вы открыли на свои деньги "совместный бизнес" - но это не сработало и не могло сработать, потому что сестра увидела манипулятивную природу в этой вашей задумке. Да и у вас интерес к "совместному бизнесу" пропал сразу, после того как вы увидели, что к решению задачи сближения с сестрой это вас не приблизило. А если деньги не были целью - то какой же это бизнес?!
На самом деле вы могли позвонить сестре в неподходящйи момент времени, когда она была занята своими, приоритетными для нее делами и мыслями, никак не связанными с вами, но о которых она не хотела говорить вам - потому что у нее есть свое личное пространство и личная жизнь, в котором для вас нет места. И она всегда будет защищать это свое личное пространство и с этим вам надо смириться, потому что это естественно.
Сестра хорошо к вам относится, часто она демонстрирует вам и гостеприимство и дружелюбие и радость, но в ее идеальном представлении о мире несколько меньше места для вас, чем вам бы хотелось занимать. И когда вы пытаетесь сдивинуть границы и занять места больше, чем вам отведено ей, она защищается, и в этом нет с ее стороны агрессии, нет отторжения и неприятия. Примите это и не ищите в ее защитных реакциях того, чего в них нет.
В ваших взаимоотношениях с сестрой сложился игровой сценарий, в котором вы пытаетесь лишить ее той части личного пространства, которую она не хочет вам отдать, и причина проблем в том, что вы пока не готовы принять право сестры на комфортную для нее дистанцию в отношениях. Вы не готовы признать, что отсутствие внимания и радости с ее стороны в какие-то моменты может иметь причины, никак не связанные с вами. Поэтому и вы и она в этих отношениях страдаете сами и причиняете страдания друг другу...
Переоценка ценностей может произойти, но для этого вам надо изменить тактику и на время дистанцироваться от сестры. Может быть даже показать ей, что вы потеряли интерес к ней и нашли для себя что-то более важное. Вместо боли и разочарования предложите ей реакцию скуки на ее звонки и смс, пройдите мимо в коридоре с каменным лицом при встрече, продемонстрируйте ей равнодушие и отсутствие эмоциональной вовлеченности - "отзеркальте" ей то оведение, которое так раздражает вас в ней...Пусть она поймет в какой-то момент, что вас в ее личном пространстве стало меньше, чем она сама хотела бы...
Только почувствовав, что она вас теряет, и может потерять совсем - сестра будет вынуждена задуматься о том, кто вы для нее в жизни и правильно ли она ведет себя по отношению к вам.... Отстранитесь и возьмите паузу.... и через некоторое время вы увидите, готова ли сестра  изменить свою позицию и стать более внимательной и близкой по отношению к вам...
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений