спрашивает: Полина (Москва)
Здравствуйте,меня зовут Полина,мне 19.Я не понимаю сейчас как мне быть и куда идти,по сути,в моей жизни все нормально,даже можно сказать"хорошо",но я устала так размышлять,потому что устала забываться в снотвоных и ограждать себя от жизни,проблем.
Начну с того,что с матерью я общаюсь не очень хорошо,уж так вышло,отец военный,служит далеко от меня,именно он и повлиял на выбор моего пути.После школы я пыталась поступить в военный ВУЗ,но для девочки это довольно тяжело,конкурс 10 человек на место,не прошла по психологическом отбору,я просто не знала как мне быть,не видела себя нигде больше(это может показаться показаться навязыванием со стороны родителей,но это не так),после неудачи я впала в очень сильную прострацию ,истерики были почти каждый день в течении месяца,параллельно я устраивалась на контракт в часть в своём городе,потому что рассчитывала поступать на следующий год,но уже как военнослужащая,было очень тяжело,морально .Держалась только на мысли что уеду и поступлю,буду офицером,но...опять не сложилось,все по той же причине-психолог.тесты,хотя в этом году я зазубрила их настолько,что могла ответить с закрытыми глазами,мое состояние после этого было...не лучшим,я продолжаю служить по контракту,поступила на заочку в ВУЗ по специальности,с чувством,что мне уже все равно и по сей день меня это чувство не покидает,я хочу что-то сделать со своей жизнью,скорее с существованием,но не могу,не хватает то ли мотивации,то ли чего-то еще,я не знаю,я не сплю нормально,не запоминаю то,что мне сказали 5 минут назад,не хочу никого видеть,ни с кем не встречаюсь пррсто сижу с служебной квартирке и думаю стоит ли мне вообще жить,безвольной 19 девице,которая скорее всего просто эгоистка .
Заранее спасибо Вам за ответ .

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Полина!
Вы описываете типичную для экзистенциального кризиса ситуацию и самоощущение, связанное с потерей смысла.
Вы находитесь в том переходном возрасте, в котором цели, ценности и смыслы, приобретенные вами в детстве за счет реализации типичных для ребенка копинг-стратегий, уже исчерпаны, а новых мотивов и целей, выстраданных на основе собственного жизненного опыта, критического самоанализа себя как личности, еще нет...
Ребенок, как правило, наичнает строить концепцию своего идеального Я и концепцию будущего копированием живых образцов значимых для него людей. Любимый папа - военный - значит и я буду военной, тогда папа будет любить и ценить меня больше и никогда не бросит - вот собственный внутренний  посыл ребенка. Трагические для ребенка события с длительными разлуками с отцом укрепили намерение копипровать направление профессиональной деятельности отца в своей жизни, но в этом намерении не было и не могло быть учета собственной личности, не было рефлексии, и поэтому на уровне самосознания этот выбор не принимается как свободный собственный выбор взрослой женщины, которой вы уже являетесь физически. Потому что он был сделан ребенком, который не был и не мог быть смостоятельным, и являлся следствием не зависивших от вас объективных жизненных обстоятельств.
Это был выбор, седланный ребенком, надеявшимся сохранить таким образом связь с любимым папой... но сейчас вы по возрасту уже взрослая девушка, которая должна быть готова к самостоятельной жизни, готова к романтическим отношениям, к замужеству, к созданию собственной семьи, к рождению и воспитанию собственых детей. Уже пробудившиеся генетически заложенные инстинкты требуют любви и действуют все более мощно, побуждая вас реализовать эти эволюционно приоритетные цели. На уровне подсознания уже ясно, что служба и одинокое сидение в служебной квартире, и даже поступление в военный институт, его окончание и получение звания/должности никак достижению этих целей не способствуют. Но и отказаться от них вы не можете, поскольку это воспринимается все еще живущей в вашем подсознании маленькой девочкой как предательство папы...
"я хочу что-то сделать со своей жизнью,скорее с существованием,но не могу,не хватает то ли мотивации,то ли чего-то еще,я не знаю" - вам пока не хватает "взрослого" взгляда на себя как молодую женщину, нуждающуюся прежде всего в любви, в отношениях, в создании семьи, в рождении и воспитании детей. Для этого требуется переосмысление себя и своих текущих целей, поскольку взрослая женщина не может быть счастлива в жизни, если пытается игнорировать свою женскую природу и реализовать цели, поставленные когда-то маленькой наивной девочкой, не знавшей ни себя ни жизни. Конечно, этой молодой женщине будет нужно думать и о хлебе насущном, и о крыше над головой, и о карьере, но сейчас женская природа в вас требует признания ее потребностей как высшего приоритета. Конечно, все это возможно найти и построить и на службе в армии, но можно найти и построить и занимаясь какими-то другими видами деятельности, поэтому вопрос в расстановке приоритетов и трезвом анализе жизненной ситуации...
Нужен и просто необходим здоровый эгоизм для решения этого экзистенциального кризиса, нужно признание собственной ценности, признание права реализовать свою судьбу и свое предназначение, использовать те шансы, которые вам предоставила судьба, а не отказываться от всего для удовлетворения целей, которые поставила маленькая девочка. В жизни взрослой женщины папа и образ папы не могут и не дожны занимать такое же место, как в жизни маленькой девочки. Проблема в том, что здолровый эгоизм в себе вы пока пытаетесь подавить в угоду маленькой девочке, и поэтому проваливаете психологические тесты и страдаете...
Успеха вам и всег доброго!