спрашивает: Вика (Москва)
Своровала вещь в магазине, на входе запищали ворота, отдала в четырехкратном размере. Но это полбеды! У меня знакомая работает в этом магазине, у нас дети ходят в один класс. Мы с ней списались, я извинилась, а она сказала, что никому не скажет их класса. Ужасно стыдно, что делать, незнаю. У меня в первый раз такое. Голова уже второй день болит ((( Помогите пожалуйста, как поступить.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Виктория, это конечно "неудобная" ситуация, и понятно ваше чувство стыда.
Но - во первую очередь - относитесь к ней как к "опыту" - за который вы и так УЖЕ - очень дорого заплатили.
Это может помочь чуть быстрее и более "здраво" - нормализовать ваше отношение к случившемуся.
В принципе - будет неплохо, если вы посетите хотя бы несколько очных консультаций, чтобы поговорить об этой ситуации. У меня есть опыт работы с людьми, "бравшими без спроса и без оплаты" вещи в магазинах - по тем или иным причинам. "Проговаривание" ситуации может помочь всё разложить по полочкам и снизить боль, которую доставляет чувство вины.
Приходите, поговорим более подробно!
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Вика, здравствуйте!
Тяжелая ситуация, понимаю. Здесь важно пережить чувство стыда, чтобы спаравиться с внутренним конфликтом и избавиться от дискомфортного состояния. Вы можете обратиться ко мне на онлайн консультацию по скайп, такой вопрос , как правило, не много времени занимает.
С уважением,
Елена
Психолог. Семейный терапевт
Здравствуйте, Вика.
Ваш поступок объективно является правонарушением. Поэтому испытываемый за него стыд - нормальное чувство, адекватное ситуации. Стыд призван регулировать социальное поведение, именно он (то есть страх быть увиденным в неприглядном свете) удерживает многих людей в том числе и от воровства.
Как быть со стыдом?
Потихоньку проживать свою для других неприглядность, замечать так ли осуждающе относится к вам теперь эта знакомая, как вы себе фантазируете. Понаблюдать за тем, как на самом деле изменилось или нет ее к вам поведение.
Важно также приложить усилия и простить себя за этот поступок (тем более, что вы за него сполна заплатили и деньгами и тем психологическим состоянием, в котором вы сейчас перебываете).
Иногда, для того, чтобы было легче простить себя, можно прибегнуть к «искуплению вины»: то есть какому-то доброму делу, которое вы совершаете в память или в противовес тому плохому деянию.
И ещё важно помнить, что наша жизнь для других людей на поверку далеко не так интересна, как мы себе иногда представляем. Очень маловероятно, что ваша знакомая до сих пор испытывает какие-то яркие эмоции от той ситуации, тем более она не была ее участником, а лишь свидетелем.
С заботой, Лиана Ланда, психолог (Москва)
Психолог, Психотерапевтический кинезиолог, Семейный консультант
Вика, добрый день!
Необходимо разобраться с мотивами ваших действий. Что Вас подтолкнуло к краже? За что Вам сейчас стыдно? за саму кражу или за то, что поймали, или за то, что узнала знакомая? Были ли у вас подобные ситуации в детстве, где вы сильно стыдились?
Головная боль - это психосоматика, вы не можете себя принять, отвергаете постыдную часть себя. Вы спрашиваете: как поступить? Но в внешней точки зрения вы сделали все правильно: заплатили, иззинились. Осталось разобраться с внутренними процессами и здесь я бы вам порекомендовала поработать с психологом, хотя бы 1-2 консультации.
С наилучшими пожеланиями, Феоктистова Наталья
Очные консультации в Москве, а также по Skype.