спрашивает: Энни (Москва)
Приветствую.
Мне 28, замужем, в декрете, сыну чуть больше года.
До рождения ребенка считала себя довольно спокойным человеком, не очень эмоциональным: я интроверт.
Но как оказалось, была не права. Гормональная перестройка, сильные потрясения, переживания. Стресс. И вот уже эмоции подкатывают к горлу. Оказалось, что во мне живет довольно много гнева, злости.
Я сама интересовалась психологией какое-то время, потому к рождению ребенка готовилась и с точки зрения воспитания.
Но все идеи разбиваются о мою нетерпимость, нетерпеливость. При том, что головой я все прекрасно понимаю: ребенок изучает мир, пока не понимает даже простейших слов, но когда погружаешься в день сурка: сложно сохранять самообладание в сотый раз оттаскивая ребенка от проводов техники и прочих опасных вещей.
Читая книги про детей, обнаружила, что в моем детстве было много травматичного опыта. Так вышло, что мама почти с начальной моей школы вынуждена была уехать работать в другой город и приезжать не так часто как хотелось ребенку. С отцом она развелась, а он не горел желанием поддерживать со мной общение. Жила я у бабушки, она была тогда довольно деспотична: строгие порядки, с моим мнением не очень считались. Как только что-то шло не так, она повышала голос и начинала ругаться. Добавьте сюда еще ужасное упрямство. Из-за этого у меня много проблем с самооценкой (не только от этого конечно). И сейчас я ловлю себя на том, что действую в стрессовых ситуациях с ребенком почти также: повышаю голос, злюсь.
Но было еще кое-что.
Был случай, бабушкиного брата как-то вечером его дочь привезла к нам домой ужасно пьяного. И в какой-то момент он пытался уйти из дома, бабушку его не пускала, и он попытался ее побить. Мне тогда было лет 8-10. Я бросилась на колени и умоляла его не трогать бабушку. Эта ночь у меня стоит перед глазами и воспоминания не уходят. Я оттуда из детства ужасно боюсь пьяных людей. И не могу спокойно с ними контактировать. А моя свекровь имеет большие проблемы с алкоголем. Мы несколько лет жили в одной квартире. И это было ужасно. В состоянии опъянения она устраивала склоки, скандалы, постоянно унижала меня, моего мужа. Буянила, дралась, бросалась посудой и пыталась разбить технику дорогую (которую мы покупали сами), у нас и полиция частенько бывала. Муж иногда пытался ее угомонить, но это не всегда заканчивалось мирно. У него пара шрамов осталась. А свекровь вечно угрожала снять побои и посадить своего сына.
Что до меня, у меня часто случалась истерика на этом фоне: я не могла спокойно дать отпор на все оскорбления (беспочвенные абсолютно), эмоции захлестывали и меня просто трясло и лились слезы, я начинала заикаться.
Сейчас к счастью мы живем отдельно. Хотя совсем пить она не перестала: там тоже проблем много: жена военного, чечня, дальний восток. Потом измена, развод. Пристрастие к игровым автоматам, алкоголю. Куча проблем со здоровьем.
Во всем этом меня беспокоит больше то, что я не хочу ни коим образом ни психически, ни в коем случае физически навредить нашему сыну. Я не хочу, чтоб мои травмы вылились в его травмы. Эту цепочку надо рвать. В порывах эмоций я иногда и в движениях бываю резка, в первые месяцы когда налаживался режим, было сложно и я помню как боялась перетрясти его укачивая в бесконечном плаче.
Подскажите, как побороть эмоции, взять над ними верх, может хотя бы на первых порах есть какие-то техники? Я планирую потом все равно обратиться к специалисту, просто сейчас нет такой возможности: по времени и финансам.
Благодарю за внимание и жду ответа

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Здравствуйте!
Нету "техник" - всё это происходит через "осознавание", через "принятие" собственного травматичного опыта.
"Проблема" в том, что родитель - переживает вновь те психологические травмы из своего детства - которые соответствуют возрасту собственного  ребёнка. И вы - "будете погружаться" в переживания.
Чтобы они не выплёскивались на ребёнка - нужен "контейнер". Конечно как вы понимаете лучше всего - очная психотерапия. Как "программа-минимум" - можно в качестве "контейнера" использовать общение в психотерапевтическом сообществе у меня на сайте, "проговаривая" и таким образом в некоторой степени "прорабатывая" вашу историю - и участвуя в обсуждении ситуаций других людей.
Также я рекомендую вам почитать у меня на сайте в разделе "книги" первую в списке.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог-консультант. Регрессолог.
Здравствуйте Энни, понимаю вас. С рефлексией у вас все хорошо, вы видите в себе то потерн поведения, который был заложен в детстве не вами. Но не вы одни это переживаете. Вы это переживете, и трансформируете этот патерн так, чтоб он играл в вашу пользу. У вас все получится. Эмоции можно трансформировать в энергию действий, как только вам захочется ругнуться на него, вовремя поймайте себя на мысли. То есть относитесь осознанно к своей злобе, но позволяйте ей выходить мягко, через действие. И оно не обязательно должно быть направлено на вашего сына, мужа, свекровь, просто сходите, помойте посуду, возьмитесь за порядок в доме, соберитесь прогуляться. В злобе нет ничего страшного. Злоба — это есть энергия, просто правильно этим пользуйтесь. Только необходимо помнить. Вырабатывайте в себе привычку помнить, осознавать, что внутри вас происходит, куда это все выходит из вас и какие последствия, возьмите под ответственность свое состояние. Желаю вам успехов в этой практике и осознанной жизни!