Ответы психологов на вопросы

выбрать тему вопроса


спрашивает: Алексей (Москва)

Добрый день!

Давайте рассмотрим следующую психологическую задачу.

Исходные данные: Я - парень в возрасте 35 лет. Дело в том, что у меня практически полностью утрачена ролевая идентичность.

В самом деле, на вопрос "Кто такой Я?". Сейчас Я отвечу на этот важный вопрос следующим образом: "Я - старший научный сотрудник, кандидат технических наук, который никогда не имел и не имеет ни малейшего отношения ни к технике, ни к техническим наукам и вообще никогда не хотел быть таковым, но вынужден играть до сих пор эту мерзкую социальную роль, хотя ненавидел и ненавижу себя, маму и бабушку за это!". Не правда ли впечатляюще выглядит столь интригующее и весьма наукоемкое определение собственной аутодеструктивной идентичности?

Рельефность такого определения возрастает еще больше, если принять во внимание, что Я - молодой мужчина в возрасте 35 лет. Получил два высших образования. Первое высшее техническое (точнее, аналитическое) образование окончил с идеально красным дипломом (все оценки - Отлично), хотя учиться вообще не хотел и ненавидел себя за то, что делаю это. Дело в том, что в юности я хотел заниматься регенеративной биомедициной, но, под влиянием мамы и бабушки пришлось целенаправленно поступать в нелюбимый ВУЗ.

Более того, после окончания первого ВУЗа точно по такому же сценарию пришлось окончить аспирантуру. Я, сам того не желая, успешно защитил кандидатскую диссертацию в надежде хоть устроиться спокойно преподавать в ВУЗе.

Да не тут-то было. Когда я трудоустроился работать в ВУЗ на должность старшего преподавателя, меня не допустили к преподаванию тех учебных дисциплин, в которых я хотя бы что-то понимаю. Вместо этого заведующая кафедрой взвалила на мои плечи кучу предметов, к которым я вообще не имею ни малейшего отношения. С огромным трудом я справился, причем довольно успешно, хотя некоторые из этих предметов читались на кафедре впервые. То есть внешний успех был, но не было внутреннего восприятия самого себя как успешного. Более того, я даже не чувствовал себя специалистом в чем бы то ни было! Но студентам нравилось, как я доходчиво излагаю учебный материал и довольно строго принимаю экзамены.

Кроме преподавания, заведующая кафедрой взвалила на меня мерзкую обязанность работать бесплатно менеджером международных научных проектов факультета. Я вынужден был собирать с коллег кафедр факультета сведения об их международной научной деятельности, которой никто никогда не занимался и не хотел заниматься. Соответственно, никаких сведений никто мне не предоставлял. В результате мне приходилось самому сочинять эти сведения как Пушкин стихи и ежемесячно передавать их в международный отдел ВУЗа. Противное надо сказать занятие, вполне сопоставимое по степени противности с проведением страстной ночи с проституткой (Я, честно говоря, никогда не спал с проституткой, но чувствовал себя ею!)

Кроме того, каждый семестр на меня взваливали совершенно разные дисциплины, засовывали руководить дипломными работами (в которых я вообще не был специалистом) и секретарить в государственные экзаменационные комиссии. Выдержать это было невозможно, и, спустя 2 года работы старшим преподавателем, Я с радостью уволился.

Более того, при увольнении сам декан факультета сказал мне следующие красивые слова: "Ты - очень хороший преподаватель. Но в сложившейся ситуации решение об увольнении - это самое лучшее решение с твоей стороны. Пусть твоя дальнейшая жизнь сложится так же легко и так же счастливо, как легко далось это решение об увольнении!"

После увольнения Я от нечего делать и незнания куда себя деть даже поменял гражданство! Собственно заниматься сменой гражданства мы начали еще на втором году моей педагогической карьеры. Поэтому Я даже не знал, зачем Я изучаю все эти не нужные дисциплины, готовлюсь к лекциям.

После изменения гражданства начались проблемы с куплей квартиры. Это - вообще отдельная очень длинная и страшная история, детализировать подробности которой здесь нету смысла.

А более важная история - поиск работы для человека, который себя нигде не видет и нигде не хочет видеть более актуальна. Работать мне приходилось на самых разных должностях, на которых я быть вообще не хотел.

Параллельно Я получил второе, более любимое образование. Но вакансий не нашлось.

Сейчас работаю старшим научным сотрудником, которым тоже быть не хочу. Да и задания становятся все более трудными, бредовыми и бессмысленными (это не только Я отмечаю, но и многие сотрудники видят). Согласитесь, тяжело за копейки писать НИРы сначала на пожарную тематику, потом по гражданской обороне, потом по некоммерческим организациям. В результате Я вообще себя не вижу специалистом ни в какой сфере профессиональной деятельности.

Что мне сейчас делать? Получать третье высшее в любимой сфере? Долго и тяжело - для поступления заставляют сдать дурацкие ЕГЭ для школьников. Кроме того, побаиваюсь немного ядов, с которыми неизбежно придется работать. Да и не совсем понятно, мое ли это или это просто отголосок нереализованной юношеской мечты?

Заняться репетиторством по математике? Но Я забыл большую часть тем школьной математики и у меня нет никакого желания снова ее учить.

Или может быть стоит заделаться психологом без диплома? Но как найти клиентуру?

Грубо говоря, у меня нет знаний, умений и навыков, с которыми Я мог бы идентифицировать себя. Есть лишь такие знания, умения и навыки, которые не требуются работодателям. Например, Я играю на органе. Но мои пальцы не сильно развиты. Хочется заняться хромосомами. Но не ясен образ и боюсь ядов.

А еще у меня никогда не было и нет девушки и секса, хотя очень хотелось и хочется.

Что скажите?

С уважением,

Алексей

Ответы и советы психологов

Психолог, клинический психолог / психотерапевт
Психолог (МГУ-1998), клинический психолог / психотерапевт (РНИМУ-2018), к. филол. н., доцент, член Российского философского общества. ПОМОГАЮ: разобраться в чувствах, поступках и в отношениях; избавиться от всего лишнего; обрести желаемое. Чат: 500 р. / 30 мин. (если принимаю Ваш запрос).

Алексей, Вы - хрестоматийный клиент гуманистически-экзистенциального психолога. Настолько модельный, что сначала мне даже показалось, что текст Ваш сконструирован специально, шутки ради.

Однако Вам не до шуток! Кроме того, Ваши личные проблемы накладываются на некоторую депрессивность последних лет в вузовской и научной жизни. Почитайте К. Роджерса и А. Маслоу, может быть, «психологом без диплома» Вы не станете, но понять себя, понять, в чём причина Вашей «метаболезни», они Вам точно помогут!

Один или в обществе психолога Вы пойдёте к этой цели, но ближайшая цель мне видится такой: смещение локуса контроля, принятие на себя ответственности за собственную жизнь. А Вы ведь входите уже в «кризис середины жизни» и потихонечку осознаёте это!

 
Психолог, клинический психолог / психотерапевт
Психолог (МГУ-1998), клинический психолог / психотерапевт (РНИМУ-2018), к. филол. н., доцент, член Российского философского общества. ПОМОГАЮ: разобраться в чувствах, поступках и в отношениях; избавиться от всего лишнего; обрести желаемое. Чат: 500 р. / 30 мин. (если принимаю Ваш запрос).

Алексей, Вы - христоматийный клиент гуманистически-экзистенциального психолога. Настолько модельный, что сначала мне даже показалось, что текст Ваш сконструирован специально, шутки ради.

Однако Вам не до шуток! Кроме того, Ваши личные проблемы накладываются на некоторую депрессивность последних лет в вузовской и научной жизни. Почитайте К. Роджерса и А. Маслоу, может быть, «психологом без диплома» Вы не станете, но понять себя, понять, в чём причина Вашей «метаболезни», они Вам точно помогут!

Один или в обществе психолога Вы пойдёте к этой цели, но ближайшая цель мне видится такой: смещение локуса контроля, принятие на себя ответственности за собственную жизнь. А Вы ведь входите уже в «кризис середины жизни» и потихонечку осознаёте это!

 
Психолог-психоаналитик
Я психолог психоаналитической школы.В 2005 году закончил Восточно-Европейский институт психоанализа в г.Санкт-Петербург.Специализация-клинический психолог-психоаналитик.Занимаюсь частной практикой. Практический стаж по специальности-15лет.

Здравствуйте,Алексей.Скажу,что в Вашем детстве были сделаны родителями крупные ошибки.Вас воспитывали быть хорошим учащимся.Это поощрялось и за это Вас любили(а не просто так любили).То,как Вы себя чувствуете как ребенок,а не как учащийся-никого не интересовало.С Вами общались на ограниченные темы и не давали обзора Ваших интересов,наклонностей,увлечений.Эмоциональная холодность родителей ускорила вывод о том,что Вы слабый и никудышний.И Вы поняли-что бы быть хоть как-то любимым,важно учиться.И чем больше,тем лучше.Поэтому,вместо ХОТЕНИЯ ЖИТЬ ПО СВОИМ ПРАВИЛАМ,ВЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ УЧИТЬСЯ,ЧТО БЫ ЛЮБИЛИ.Что бы иметь авторитет у родителей.В итоге,Вы стали образованным как научный сотрудник,но остались в подростковом возрасте как человек.Так как,не ответили себе на вопрос КТО Я И ЧЕГО ХОЧУ.Это признак не выстроенной идентичности.Не выстроив себя,мы не можем знать,как и где работать,в кого  влюбляться и будут ли меня уважать и любить,если слабо уважали родители.Поэтому,сегодня Вы в клетке у жизни.Вы не можете в ней быть свободным и делать то,ЧТО ХОТИТЕ.Вы всегда делаете ТО,ЧТО ДОЛЖНЫ.Самый эффективный путь найти себя и гармонию с собой-это личная терапия.Она длительна,но в разы короче самостоятельной и не очень качественной работы.Находите комфортного для Вас психоаналитика или психотерапевта и берите быка за рога.Примерно,на пару лет совместной работы.Уже в процессе работы Вы почувствуете разницу.