спрашивает: София (Москва)
Здравствуйте.В этом году я закончила 11 класс с золотой медалью и неплохими баллами ЕГЭ ( ожидала от себя гораздо лучших результатов). Для поступления на бюджет мне не хватило 1 балла. Теперь родителям придётся платить немалые деньги за моё обучение. И они ещё меня успокаивают! Я не заслуживаю такого отношения, меня терзает чувство вины , я разочаровалась в себе и не вижу дальнейших перспектив. Я даже не знаю чего хочу от жизни, кем действительно хочу быть. Но у меня было слишком мало времени для того , чтобы сделать осознанный выбор. А страдать теперь будет моя семья. Постоянно думаю о том , какое я ничтожество. Я люблю свою семью и не хочу приносить проблемы. Ведь я могла показать лучшие результаты .Как избавиться от виновности и чувства безысходности? Извините, если пишу непоследовательно и неконкретно. Буду очень благодарна за вашу помощь.

Ответы и советы психологов
Психолог. Семейный терапевт
Здравствуйте, София.
Вероятно, ваше чувство вины иррационально, т.е. необоснованно.
Полагаю, что вы сделали все, что на тот момент могли сделать, и показали такие результаты, которые получилось показать. И это хорошие результаты, на том основании, что вы честно старались и искренне приложили много усилий.
Ваша безысходность связана скорее не с тем, что вы ничтожество, сколько с вашими завышенными от себя ожиданиями – терзают именно они. Именно наши нереалистичные представления о себе и несостыковка этих представлений с действительностью приводят к внутреннему конфликту и ощущению никчемности.
Отдельно интересно поисследовать, откуда взялось ваше убеждение, что, не добрав один балл, вы становитесь источником проблем, и ребенком, который не заслуживает помощи и поддержки своих родителей.
Многие подростки учатся на платном, многие ищут более лояльные ВУЗы (как в плане баллов, так и в части стоимости обучения), кто-то идет на вечернее или заочное и на работу.
Объективно, ваша ситуация более чем не безысходна.
Хочется поддержать вас, но в рамках ответа на вопрос сделать это непросто.
Если появится желание и возможность поработать над вопросом самоощущения и самоотношения, буду рада встретиться с вами на консультации.
С заботой, Лиана Ланда, психолог