спрашивает: Мария (Волгоград)
Перехожу в 11 класс.Я не знаю какую профессию выбрать,но мне нужно определиться к сентябрю.Родители говорят идти на фармацевта, а я не очень хочу, боюсь, что эта профессия очень сложная для меня будет.Мне нравится музыка,но я не ходила в музыкальную школу, и я не уверена,что профессия связанная с музыкой мне подойдет.Также хотела быть программистом, даже не знаю почему,но сейчас понимаю,что это не мое пока что.

Ответы и советы психологов
Психолог. Семейный терапевт
Здравствуйте, Мария.
Выбор профессии - вопрос непростой, и далеко не все взрослые смогут ответить про себя на вопрос: нравится ли им их профессия, и кем они хотели бы работать.
Полагаю, что для музыкального обучения, действительно желательна предварительная подготовка в виде оконченной музыкальной школы.
Есть специальные тесты, позволяющие выявить склонность к той или иной профессии - вы можете пройти какие-то из них и определить ваши способности и сузить область поисков.
Можете почитать блоги, форумы, статьи, посетить сайты людей, успешных в той профессии, которую вы рассматриваете как возможную и для себя.
Если в вашей школе есть психолог, помогающий с проформентацией, вы можете сходить к нему на консультацию.
Обратите внимание на то, какие школьные предметы вам даются лучше всего и наиболее  для вас интересные: какие это предметы? С такими предметами логично получать какое образование?
В любом случаем, Мария, не спешите, и помните, что вы имеете право растеряться, не знать, ошибиться и через какое-то время перевыбирать что-то более подходящее.
Желаю вам удачных поисков и такой работы, которая доставляла бы вам удовольствие.
С заботой, Лиана Ланда, психолог
http://lianalanda.ru