спрашивает: Марина (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте,Дочери 15 лет, последние 4 месяца стала раздражительной, при общении угрожает "что всем будет плохо", не слушает, обманывает родителей. Подружилась с 16л мальчиком, вместе тайком ходят на заброшенные многоэтажные здания. 2 месяца назад стали появляться небольшие порезы на руке, боку. Интересуется книгами про самоубийц, пишет истории депрессивные. Не расстается с телефоном даже ночью, говорит что ей так спокойнее. Полностью оградить от телефона, интернета тоже неправильно. Учиться не хочет, забросила все доп.занятия. Разговариваю с ней спокойно, говорит что все поняла и продолжает в том же духе. Все ее бесят, хочет быть самостоятельной, однако по дому ничем помогать не хочет, даже с уборкой своих вещей. Что делать? как с ней быть?

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, нейропсихолог, семейный психолог. Супервизор
Здравствуйте.
Прежде всего вам стоит провести "ревизию" тех методов, которые вы уже использовали, пытаясь воздействовать на дочь. И удалить из применения те из них, которые не только не работают, но и ухудшают ситуацию. Нет смысла делать снова и снова то, что бесполезно.
Новые способы вы можете найти в книгах по взаимодействию с подростками. Например Байярд "Ваш беспокойный подросток". Или на консультации с психологом.
Что вам стоит делать:
- наладить общение с дочерью на нейтральные темы (погода, одежда, как приготовить пирог)
- вместе куда-то выходить (покупки, кино, кафе)
- что-то делать вместе (например, испечь пирог или приготовить роллы)
- если в семье есть другие дети, стараться более равномерно распределять внимание между детьми, даже если подросток - старший по возрасту.
- поощрять, хвалить, благодарить даже за мелкую помощь по дому, как, например, мытье посуды.
Психолог
Марина, здравствуйте. Ваше непонимание, что с ней делать исходит от того, что вы не понимаете, что на душе у вашей дочки. О чем она мечтает, чего хочет, к чему стремится. Дети в этом возрасте уже меньше делятся с родителями своими переживаниями. Большее влияние оказывают сверстники. Вам нужно сейчас через налаживание очень доверительных отношений узнавать ее круг общения, интересов.