спрашивает: Светлана (Санкт-Петербург)
Добрый день! Прошу совета. Ребенку сейчас 8 лет. С биоотцом развелась на раннем сроке беременности. Ребенок отца когда не видел. До 3,5 лет его семьёй была мама, бабушка и дедушка (мой отчим). Потом я познакомилась с будущим мужем. Сначала муж был дядя Саша, потом мы поженились и муж поговорил в мое отсутствие с сыном, что мол мы с мамой поженились, теперь мы семья и если хочешь можешь называть меня папой. Когда я пришла сын вовсю папкал. Перед рождением второго сына , муж его усыновил, биопапа с лёгкостью написал согласие на усыновление взамен на "прощение" долга по алиментам. Собственно, вопрос. Сыну уже 8 лет, и у меня складывается ощущение, что он уверен в том , что мой муж его отец. Хотя ещё пару лет назад озвучивал мне свою ситуацию как "сначала мы жили с бабушкой, потом появился папа". Сейчас ничего не говорит, не интересуется. Волнуюсь, если вдруг уверен, что отец ему родной, а потом вдруг от кого узнает, что нет и что потом будет... Сын впечатлительный и эмоциональный. Как правильнее поступить, подскажите, пожалуйста.
П.с.: Ребенок темпераментный, сейчас похоже ещё идёт кризис 7 лет.

Ответы и советы психологов
Психолог. Семейный терапевт
Здравствуйте, Светлана.
А как вы сами относитесь к тому, что биологически ваш сын от другого мужчины?
Причиняет ли вам самой это какой-то дискомфорт? (неловкость, стыд, тревогу или еще что-то).
Многие дети в нынешнее время растут с приемными отцами, в этом нет ничего противоестественного. Более половины браков в России распадаются (и это те, кто вообще доходит до брака). Кроме того, бывают такие биологические отцы, жить с которыми гораздо опаснее и травматичнее, чем жить без отца вовсе.
Перед разговором с сыном хорошо бы разобраться как вы сами к этой теме смены отцов относитесь, какие чувства у вас это вызывает?
Может быть, эта тема соотносится с каким-то убеждением или фантазиями или опыту в прошлом?
Когда вы поисследуете себя, найдете ответ и проживете его – разговор с сыном не будет представлять для вас затруднений. Потому что вас саму эта тема задевать перестанет.
Что касается детей – то они копируют поведение, реакцию и отношение значимых взрослых.
Что трудно для вас – будет и для ребенка трудно и наоборот.
С заботой, Лиана Ланда, психолог