спрашивает: НАТАЛЬЯ (Санкт-Петербург)
9 лет брака! коротко. были у него другие женщины уже при нашей совместной жизни! с одной я сейчас к стате общаюсь! потом еще и еще ! я скажу что понимала свою вину и исправлялась, но вот с ревностью я не смогла справится! всякое было! были ли минуты радости в нашей жизни ! да это наши дети это совместный отпуск! но потом опять его увлечения итд итп! им сейчас он подал на развод у меня чувство вины что на этот раз я не смогла сбереч семью! и говорила с ним и в письменной форме и просто! 0 на все! он еще не ушел живет с нами!я за три месяца вся не своя! он меня оповестил за три месяца что хочет развода подал только не давно! причин не говорил! и не говорит! сказал что не хочет быть собственостью!

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный гештальт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт
Практикую с 2008 года. Работаю в гештальт-подходе. Принимаю очно в центре Москвы и онлайн по скайпу. Помогаю с самооценкой, отношениями, кризисами и при депрессии.
Здравствуйте, дорогая Наталья!
Из Вашего короткого письма я поняла, что супруг часто изменял вам  и изменяет. И сейчас вы на грани развода.
Понимаю про чувство ревности, про радость от совместного отпуска и про совместных детей.
Не понимаю  - про чувство Ваше чувство вины и про то, что Вы старались исправиться.
Вы считаете себе недостаточно хорошей для своео мужа? Что в Вас или в Вашем поведении есть такого, что оправдывает постоянные измены супруга? Почему Вы заранее плохая и должны терпеть и страдать?
Вы описываете ситуацию, в которой вы находитесь в роли - жертвы. Жертвы, которая пытается быть и спасателем тоже.
Вопрос, который вы задаете мне: как сохранить семью?
Ответ, который приходит мне  на ум такой: один человек не можете отвечать за качество отношений;
один человек не может строить семью  и отвечать за ее крепкость (пр отношения).
В отношениях - всегда двое. И двое делают свой вклад в отношения.
Сохранять отношения могут только - вместе - два человека.
Похоже сейчас вы отдали все, что могли. И сейчас хорошо бы разобраться и сориентироваться - в какой ситуации вы находитесь. Для чего она вам необходима? Для чего вам необходим рядом супруг, который вызывает у вас чувство вины, принося при этом боль? Как изменится ваша жизнь без него?  Какой останется с ним?
Я вам искренне сочувтвую, Наталья.  Знаю, что потребуется время и смелость, чтобы проработать себя и принять вреные для вас решения. НО! Это реально. Вы справитесь.
От себя добавлю, что каждый человек достин быть счастливым, достоин уважения, достоин жить свободно - прощая себя.
Варианты развития событий:
1. Предложите супругу посетить семейного психотерпевта. Это очень действенно и полезно (как и для того, чтобы развестись с добром; так и для того, чтобы наладить отншения).
Если согласится - напишите, я помогу подобрать проверенного специаиста.
2. Личная терапия. Обратитесь к психологу, который работает в гештальт-подходе. Можно обратиться ко мне. Я веду прием по скайпу и очно в Мск.
Этот вариант для тех, кто решает  начать изменения с себя; и для тех,  кто готов взять на себя ответвтвенность за свою жизнь.
3. Читайте про треугольник Карпмана, изучайте литературу самостоятельно,  общайтесь на форумах с теми, кто находится в подобной ситуации.  Вариант с малым эффектом, но уже что-то.
4. Оставьте все как есть. Не берите на себя ответственность. (развожу руками)
Правильный выбор один - ваш.
Желаю Вам удачи!
С теплом, психолог Анненкова Марина