спрашивает: Полина (Калининград)
У меня есть 5-летний сын и он довольно закрытый мальчик,пусть и я и мой муж довольно общительные люди.Отношение у нас с ним вполне нормальный,мы его хвалим и помогаем,а также чаще выводим в люди,но не смотря на это он остаётся таким же.Это врожденная черта или все же возможно изменить?

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Полина.Врожденным у человека является его темперамент.Например,темперамент сангвиника(живой,подвижный) и так далее.Темпераментов всего четыре.Но,что бы отличить темперамент от характера(а характер является приобретенным),мы должны видеть и понимать-ребенку в этом состоянии легко и комфортно,или он зажат,напряжен,застенчив,чувствует угрозу,стыд или вину.Если Вы видите в нем именно это,то это приобретеные навыки жизни.То есть,несмотря на Вашу видимую толерантность к ребенку,на самом деле,Вы его не всегда понимаете,и он от Вас держится на некотором рассоянии,путем выработки некоторых защитных механизмов.Например,закрытость,о которой Вы пишите.Часто взаимодействие родителя с ребенком бессознательно.И не всегда родитель видит,какой посыл он направляет ребенку.Вам может казаться,что Вы носитель доброты и истины.А ребенок может чувствовать в это время непонимание,отсужденность и родительское равнодушие.Когда такое непонимание становится обыденным,ребенок уходит в себя и закрывается из за чувства беспомощности.Если хотите более глубоко проанализировать отношения с ребенком,обращайтесь на разовую консультацию,выбрав предварительно психолога.
Семейный психолог, Клинический психолог
Добрый день) Вы конечно же слышали не раз, что все люди разные. Дети - не всегда похожи на родителей, и не всегда хотят быть на них похожими. Когда вы чего-то хотите в своей жизни, обязательно задавайте себе вопрос : «Для чего?». Для чего Вам так хочется, чтобы ваш сын стал общительнее? Когда ответите на этот вопрос, снова задайте вопрос «для чего?» уже на этот ответ. На новый ответ - новый вопрос «для чего?». И так - 4-5 последовательных ответов.  Таким образом вы доберётесь до глубинного смысла вашего желания! Именно вашего, не сына! У сына же - совершенно другое восприятие и мироощущение. Спросите потом у него «тебе хочется больше общаться с другими людьми?», если хочется - поинтересуйтесь, что его останавливает, если не хочется - можно аккуратно узнать причину. Но в любом случае -  примите ответ ребёнка - ведь это его взгляд на мир и его мироощущение)