спрашивает: Елена (Москва)
Добрый день) у моей дочери ( 9 лет) есть подружка, она не постоянна в своей дружбе и мечется от одной к другой подруге, моя дочь сильно переживала, когда та вместе с другой девочкой сказали ей, что она им надоела и больше дружить с ней они не хотят. Я порекомендовала дочери, когда в следующий раз ее подруга бросит другую и переметнется опять к моей, сказать ей о том, что она не умеете дружить и поэтому дружить с ней она больше не будет ( т.е. проучить). Дочь согласилась со мной, но при встрече подруга-предательница попросила у моей прощение и поклялась, что больше так не будет поступать. Моя растаяла и простила, у нас с ней состоялся очередной разговор о том, что она нарушила наш договор и в итоге ее подружка кинет ее ещё не раз, раз моя позволяет с собой так вести, но моя меня не слышит. Моей злобе нет предела! Я не знаю как себя вести, уже сказала дочери, чтобы больше ко мне не подходила со своими проблемами, раз нарушила наш договор. Но таким образом мы отдалимся друг от друга, это плохо, что делать ?

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Елена.К сожалению,Вы делаете серьезную ошибку.Во первых,Вы проявляете злость к дочери на ровном месте.А это указывает,что Ваша самооценка очень ранима и уязвима.Поэтому,и дочка впитала от Вас дескую,личностную ранимость.Ей и в голову не приходит,что она у себя очень хорошая девочка.и,если подруга от нее уходит,то она может посожалеть и легко отпустить ситуацию.Так как,на дочку такой поступок не бросает тень.Она как была хорошей у себя,такой и осталась.У Вас же все выглядит по другому.Ваша ценность и ценность дочки зависит от внешних обстоятельств.Если подруга ушла,то дочка по щучьему велению,становится плохой и второсортной.И Вы поддерживаете в дочке месть на фоне обращения ее в плохую девочку.На самом деле,она осталась у себя хорошей.Но,не Вы,ни она пока этого не знаете.Так как,стратегия высокой самооценки Вам,видимо,не известна.В норме,ценность человека не зависит от внешних обстоятельств.И дочка права,что простила ошибку девочки.Но,Вы снова ей показываете,что теперь дочка и у Вас плохая тоже.Поэтому,ее низкую оценку Вы укрепляете.По Вашей стратегии дочка перестанет верить в свою ценность,и всю жизнь будет заботиться о том,что бы на нее смотрели только одобрительно.Иначе,катастрофа.Тогда ее хроническая ранимость сделает ее очень тревожной и зависимой от всего на свете.Постарайтесь изменить стратегии воспитания ценности в дочке.