спрашивает: виктор (Самара)
здравствуйте .мне 43 года . проблема в необщительности и замкнутости . еще со школы я был такой . друзей никогда не было . всегда сам по себе . постоянно издевались морально то в школе потом в ПТУ потом в Армии . не знаю как выдержал . все это пронеслось до сегодняшнего дня . работаю в коллективе но почти не общаюсь ни с кем . больше слушаю о чем другие говорят . потому что не знаю что сказать . и не знаю что ответить . женат не был . с женщинами не встречаюсь . о чем я могу рассказать ей ? только больше переписки в инете . писать можно о чем угодно а вот в реали сразу ступор . клещами не вытянешь слово . вообще один на один не могу быть с человеком . постоянно напряг какой то . о чем говорить что рассказать .не важно женщина или мужчина . занимаюсь самокопанием все время . сравниваю себя с другими . вижу как люди легко общаются и из за этого злость на всех и на себя что я не такой как все . как от этого избавиться ?
Хочется жить легко а не в напряжении и получать удовольствие от жизни.

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Виктор.Ваша зажатость,скованность,неуверенность не с неба упали,а являются следствием доминирующего и агрессивного воспитания Вас родителями в раннем детстве.Диктатура порядка,правил,чистоты,подчинения,точности вместо любви,детской свободы и принятия Вас только хорошим.Как видите,если плыть по течению,эти симптомы сами не рассасываются.Поработайте с книгой Эллис.Рационально эмоциональная терапия.Работайте долго,несколько месяцев.Вы поймете,что все не катастрофично и впитаете новые стратегии,рекомендуемые книгой.Их придется развивать и шлифовать жизнью.Если книги будет мало,обращайтесь на личную терапию по повышению уверенности в себе.Тогда постепенно,качество жизни изменится на достойное.
Психолог
Причины этого лежат в детстве и в юности. Недостаток одобрения со стороны родителей. недостаток позитивного подкрепления Ваших поступков и слов, постоянная критика и одёргивание привели к тому, что Вы себя не приняли. Вы не поверили в то, что Вы значимы, интересны, что можете дать окружающим какую-то ценность, что можете быть нужным и любимым.
Это не так - Вы всё это можете. Но Вы остаётесь в этом заблуждении до сих пор, ибо оно очень крепко вросло в Вашу психику и мышление.
В ходе последовательной работы мы это заблуждение преодолеваем. Требуется на это от нескольких недель до нескольких месяцев когнитивно-поведенческой терапии, но, в принципе, Ваша проблема вполне стандартна и успешно решается. Обращайтесь.