спрашивает: Тамара Константиновна (Москва)
Я работаю няней в семье седьмой год. Мой малыш уже вырос-второклассник. У нас с ним отношения прекрасные. Нам очень тяжело будет расставаться. Но с мамой ребёнка отношения натянутые. Она позволяет себе делать мне замечания в присутствии ребёнка, а порой и грубить. И последней каплей для меня стало: обозвала меня"козлиной дурой" при ребенке за то, что я забыла положить какое-то лекарство в поездку в Санкт-Петербург. Вот что делать в таких случаях: безоговорочно уходить, не позволяя себя оскорблять или терпеть, чтобы не нанести травму ребёнку. Разговаривать с ней бесполезно - обещает исправиться и продолжает делать то же самое.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Тамара Константиновна!
Ни в коем случае не обижайтесь на эту маму. У любого человека бывают в жизни моменты, которые впоследствие перерастают в черты характера, которые ранят других. Это как испорченная машина. И она ломается и портит жизнь владельцу. Она или обижена, или ревнует или просто обозлилась а на вса сорвала зло. Это странно но вы мысленно попросите у нее прощения и простите ее и скажите, что благодарите ее за все хорошее и желаете ей добра. Мстить и обижаться и все такое - это обижать свою душу и сознание - это делать себе больно. Хотя если это будет повторяться можно ей аккуратно сказать, что она вас обижает. Понимаете она - как невоспитанный ребенок - вот такой парадокс в вашей жизни. Если захотите - приходите на консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна. Жду вашего письма и решения
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день!
Судя по тексту Вашего письма, за долгие годы работы Вы вышли во взаимоотношениях с работодателем и ребенком за границы профессионализма,  и Ваше отношение и к ребенку и к его матери стали гораздо более близкими и личными, и это основание, в силу которого Вам пора задуматься о смене места работы, предупредить нанимателя и попросить рекомендации. Ребенок в 8 лет уже не малыш, и, если он здоров и нормально развит, расставание с няней в этом возрасте он перенесет без особых проблем, конечно если будет заранее извещен об этом и правильно подготовлен.   Тем более, что в таком возрасте мальчику в любом случае уже пора прощаться со своей няней и переходить к новому, более высокому уровню самостоятельности и ответственности в своей жизни. Насколько я понимаю, предстоящее расставание и дальнейшая перспектива гораздо больше тревожат лично Вас, а не мальчика и его родителей. Вы чувствуете, что время расставания неумолимо приближается, испытываете чувство тревоги и неуверенности, и именно поэтому те негативные моменты со стороны работодателя, которые раньше не вызывали у Вас проблем, теперь стали казаться нетерпимыми...
Вы являетесь наемным работником в семье, и родители ребенка являются по отношению к Вам работодателями, а Вы - наемным работником. Соответственно, Ваши отношения регулируются Трудовым кодексом и трудовым договором, если он заключен, и работодатель имеет право уволить Вас в том числе и с формулировкой за "однократное грубое нарушение", если Вы действительно  забыли положить лекарство и тем самым поставили под угрозу здоровье ребенка. Сможете ли Вы такую формулировку оспорить в суде или нет?! - это большой вопрос, решение которого потребует много времени и усилий даже если будут оправдывающие Вас доказательства в виде аудио и видеозаписей. Но специфика работы няней в семье такова, что любой новый наниматель или агентство будут обращаться к бывшим работодателям, и  если Вы не хотите осложнить себе жизнь в этой профессии в дальнейшем - то Вам перед уходом будет нужно будет получить письменную положительную рекомендацию от работодателя и быть уверенной в том, что при прозвоне эта письменная рекомендация будет подтверждена.  Если Вы будете вынуждены восстанавливать свою деловую репутацию через суд - это снизит шансы на достойное трудовстройство в семье практичеки до ноля. Если вы будете "учить хозяйку жизни" и "хорошим манерам" и планируете соврешить для этого какие-то резкие телодвижения - то сразу задумайтесь о том, чем будете зарабатывать на жизнь дальше...Такова реальность этого сегмента рынка труда и с этой реальностью необходимо считаться.
С уважением и наилучшрими пожеланиями, Евгений
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Тамара Константиновна, НЕЛЬЗЯ беспокоиться о своём подопечном больше, чем о самой себе.
Нужно мягко - но чётко - проводить границы допустимого. Возможны разные варианты - вплоть до выставления условия - "теперь я буду работать только в том случае, если вы мне поднимете ВДВОЕ оплату - мне надоело терпеть оскорбления". И эта женщина не сможет вам испортить репутацию - потому что "плохую няню" никто бы семь лет не держал.
Берегите себя, не давайте относиться к себе.... (сорри) "по скотски", вы же не "крепостная челядь"...
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте! К сожалению, мама подаёт очень нездоровый пример отношений, но, ведь сын видит, что Вы принимаете такое отношение к себе. Понимаю Вас и Ваше стремление сохранить психологическое здоровье ребёнка, но, оставаясь в этой ситуации, Вы невольно показываете, что такое отношение к людям приемлемо и нормально, а ребёнок это видит, видит какое отношение к себе Вы принимаете и будет усваивать то, что так можно и допустимо относиться к Вам и к людям в целом. Но и себя Вам тоже важно уважать, если мама всё равно позволяет оскорбления и унижения по отношению к Вам, то заставить её измениться и уважать себя, Вы не сможете. Поэтому, единственный выход сохранить себя и самоуважение, это физически выйти из этой ситуации и этих отношений.