спрашивает: Анастасия (Новосибирск)
Здравствуйте! Счастья вам!
Меня зовут Настя.
Пожалуйста, направьте меня в правильное русло. Мне 22 года, уже 3 года замужем за любимым Сашей, он мой ровестник, учится в военом институте, а я дома его жду и забочусь о нашей маленькой дочке Василиса, ей годик.
Я стараюсь быть такой женой, какая стоит у меня перед глазами в идеальном представлении отношений. Этот образ я брала из книг и семей, коих встречала на своем пути.
Детство у меня не простое было. Я и из дома сбегала, и родители жили отдельно и каждый про друг друга мне гадости внушал.. Короче, себя я леплю сама, а потому не устраиваю своих родственников со стороны мамы.(со стороны папы мы просто с ними дружески не общаемся).
Так, все началось с того,что
Я стала заниматься спортом в школьные годы, решив, что мать меня не правильно откармливает(6й класс 64кг) и колесила пончиком стадионы. Меня она называла анарексичкой, ненормальной, больше унижала и била от этого...
Я стала общаться с папой, хоть мама меня ограждала от общения.(она считает,что в отце и его родственниках все причины ее болезней и несчастной жизни)
И, наконец, я с 15 лет стала уходить жить к отцу. Хоть он и не защищал меня от матери и ее побоев и кромсания моей психики, но хотя бы, живя с ним, я чувствовала,что меня любят: а именно не бьют и не едят мозг, мы играли на гитаре и могли много болтать под радио.
Потом, чуть позже, в 17 лет я больше не позволяла себя бить и орать на себя матери(однажды, очередной раз, когда мать на меня замахнулась, я поставила блок, и ее же рука ей попала в глаз).
Я ушла из дома в 17 лет окончательно и стала жить с моим Сашей.
Потом поехала в Новосибирск, одна, ждать Сашу, потому что на год школу раньше закончила и надо было поступать в институт. И вот...
Я 2 раза поступала в вуз и 2 раза бросала: 1й раз поняла,что логопедия-не моё. Второй раз- дошкольная психология- все здорово, но у меня должна была родиться дочка, и мне пришлось бы ее оставлять с Сашиными или своими родителями. И я выбрала ребенка и не сколько не жалею. Муж доволен,что я дома хозяйничаю. И я счастлива. При беременности, окончательно поняла на кого хочу учиться,чем заниматься помимо семьи. Меня не пугает саморазвитие и институт в 30-40 и после лет.
Но вот, проблема в том, что мои родственники со стороны мамы не принимают меня такой какая я есть. Мама и Бабушка(ее мама). Мы с ней 7лет не общались после того,как она пожелала мне смерти. Все 7 лет они с мамой по телефону(далеко живут друг от друга) обсуждали, какая я плохая. Обмываликаждую мою косточку. Любой мой поступок,который им не нравился.
Отец мне рассказал,что до моего рождения у них уже были планы,что я стану врачом. На врача я не пошла. Моя мать медсестра и раньше я так сильно ее не принимала,что даже в профессии не хотела быть на нее похожа.
Когда они узнали,что я учебу бросила - пошло ужасное меня непринятие. Вообще, они и мужа мне другого пророчили. Только вот, сделала я все как мне надо.
Мать со мной 4й месяц не разговаривает. Бывало,что и год не разговаривала, когда я первый раз бросила логопедию. Конечно, для нее это нормально не интересоваться а жив ли твой ребенок 18летний в чужом городе? Как и где живет? Что кушает. С папой они тогда не общались.
Ну, она, честно, не адекватный, побитый жизнью человек. Я ее простила, но понять поступков не могу. Принять - принимаю, куда деваться,что сделано,то сделано. И готова с ней общаться, тяну руки к ней, а она отворачивается от меня.
Дело в том, что летом я могу с дочкой и мужем съездить к бабушке и к маме. И вот, впервые за 7 лет я вчера бабушке позвонила, поговорила, и поняла, что меня там считают выродком, не только изза того,что я не учусь в институте, а еще, по мнению бабушки я и только я виновата в том, что моя мама(ее дочка) "еле живая ходит с больными ногами, ты на нее нас*ала большую кучу". В начале разговора мне она не обрадовалась, а стала укорять в том,что я ей не звонила столько лет. Хоть я наоборот себя пепесилила и позвонила человеку,который сказал,что лучшебя не рождалась.
Весь ращговор был холодным. Она приводила мне в пример, какие хорошие другие ее внуки, что они с образованием и ее не забыли. А я только жизнь матери испортила.
Еще я же дочка папы, а бабушка ненавидит моего отца и вот поэтому я виновна просто в том,что моя мать родила меня не "от того мужчины"..
Но одновременно мне бабушку жалко, ведь не ровен час и смерть подкрадется к бабушке.
Я и думаю, ехать или нет. Боюсь за Лисю и Сашу как на них ненормальное поведение моих родственников отразится. Боюсь, что ночью изза ненависти ко мне сделают страшные вещи... Как мудрее поступить?
Пока писала, подумала,что вернее не ехать к ним.

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Настя!
Классическая теория мотивации говорит о том, что лучшим стимулом к развитию человека является сочетание "морковки перед носом" и " вил сзади". При этом "вилы сзади" часто являются более важным фактором на начальном этапе жизни, когда у человека еще нет образа того лучшего будущего, к которому он стеремится, и того образа Идеального Я, в соответствии с которым он выстраивает себя как личность. В дальнейшем, когда образ лучшего будущего и Идеальное Я сформированы, и нарабатывается опыт борьбы за реализацию своих жизненных планов, по мере роста уверенности в себе роль "вил сзади" существенно снижается.
У Вас есть образ идеального Я, Вы знаете к чему стремитесь, знаете как двигаться к поставленным целям. Вы расставили приоритеты в соответствии со своими ценностями,  и сконцентрировались на своей семье и ребенке как главном на данном жизненном этапе, и, чтобы не терять концентрации отложили на будущее то, что может и подождать: и я выбрала ребенка и не сколько не жалею. Муж доволен,что я дома хозяйничаю. И я счастлива. При беременности, окончательно поняла на кого хочу учиться,чем заниматься помимо семьи. Меня не пугает саморазвитие и институт в 30-40 и после лет.
Итак, Вы на правильном жизненном пути, у Вас взаимопонимание и взаимоподдержка с мужем, для ребенка создана комфортная обстановка, и "вилы сзади", которые олицетворяются в рассказанной Вами истории мамой и бабушкой, Вам вполне определенно уже без надобности. Когда-то раньше, давление и критика с их стороны помогли Вам определиться с тем, какой женщиной Вы хотите стать и какое будущее для себя и своей семьи построить, и они помогли Вам в этом, потому что на их примере отношения к Вам Вы точно поняли, кем и какой стать не хотите, какие отношения в семье для Вас неприемлемы: моя мать медсестра и раньше я так сильно ее не принимала,что даже в профессии не хотела быть на нее похожа.
Поблагодарите за это мысленно или даже вслух маму и бабушку и живите дальше своей жизнью с теми, кто разделяет Ваши цели и ценности, кто поддерживает Вас и заботится. И не тратьте время и силы на попытки чудесным образом радикально изменить тех, кто не понимает и не хочет Вас понимать, кто уже отыграл свою мотивирующую роль для Вас и может нанести вред Вам и Вашим близким.
Не хочу этим сказать, что Ваши мама и бабушка имеют осознанные злые намерения в отношении Вас и Ваших близких - но то, что Вы описываете говорит о том, что они не состоялись как самостоятельные личности, они оказались несостоятельными в отношениях с мужчинами и в браке, и теперь они пытаются жить не своей собственной жизнью, а осуществляя гиперконтроль над близкими, рассматривая этих близких не как самостоятельных людей, заслуживающих любви и уважения, а как предметы, объекты, находящиеся в их собственности.
Что касается других внуков Вашей бабушки, то у меня нет никакого смонения в том, что и они постоянно подвергались и продолжают подвергаться жестким оценкам, вербальной агрессии и давлению, и вряд ли они счастливы в этой связи. Возможно, кто-то из них, в отличие от Вас, пошел на компромисс и отказался о  своего Я, от своих жизненных планов, чтобы быть "хорошим внучеком" и  снизить на себя давление. Но такой путь к счастью и гармонии не ведет и особой радости не доставляет. Так что завидовать Вам нечему.
Лично я как специалист по одному Вашему письму полностью уверен в том, что в очередной порции мотивирующих пенделей от мымы и бабушки для укрепления веры в себя и свою семью Вы не нуждаетесь, и уверен в том, что ставить в трудную ситуацию и  подвергать риску оскорблений  мужа и дочь не стоит. Тогда скажите, в чем будет смысл такой поездки?! Может быть, само по себе получение "пенделей" от мамы и бабушки и эмоциональная встряска в этой связи стала для Вас своего рода привычкой, своего рода допингом, от  которого пока трудно отказаться?! - тогда с  зависимостью от этого "допинга" Вам может помочь спарвиться психолог.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений