спрашивает: Мария (Москва)
Здравствуйте. Мы уже давно вместе, 5 лет. Пока я училась в школе, все было нормально, т.к. там я не общалась особо с одноклассниками-мальчиками и вообще парнями. Пошла учиться в институт. Тут новое окружение, новые люди, знакомые. Тут я нормально начала общаться с девочками из группы и несколькими парнями. Мы не ходим гулять с ними, общаемся только на учебные темы и по учебе. От института до общежития можем пройти вместе компанией, это максимум. Но моему молодому человеку это ужасно не нравится. Не знаю, что делать, как ему объяснить, что это нормально. Мне кажется, он даже не хочет меня понять

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день!
Все в жизни течет, изменяется, и все люди постепенно меняются, и отношения между ними тоже меняются.
5 лет вместе - это большой срок, за это время Вы изменились и выросли, молодой человек изменился и вырос, и отношения между Вами тоже должны были измениться и изменились.
Изменения в людях и в отношениях между ними почти неизбежно проходят через кризисы. Казалось бы вот только что школьница общалась с одноклассниками, а сейчас уже совершеннолетняя студентка общается с однокурсниками. И разница в том, что с точки зрения Вашего молодого человека то, старое общение не несло для него угрозы, а это новое общение - несет. Очевидно, что в нем возникает страх, что Вы можете обратить внимание на другого, можете уйти к другому, можете изменить с другим, флиртовать с другими и обсуждать его, и мысли о том, что такое может произойти, не дают Вашему молодому человеку покоя, и ему именно это "ужасно не нравится". Его собственные мысли не нравятся, но признаться в этом он не может. Раньше этого страха не было, а сейчас есть, и этот страх определяет его мышление и поведение. Тот факт, что у Вас даже в мыслях ничего подобного не было, значения не имеет.
Вероятнее всего, он понимает, что никаких фактических оснований для таких темных мыслей и предположений в Ваш адрес нет, но это не облегчает ему жизнь, а только еще больше затрудняет  - он все больше чувствует свою беспомощность перед своими темными мыслями, чувствует свою вину перед Вами, но справиться с дурными мыслями и подозрениями все равно не может, и они с каждым разом только усиливаются.
Похоже, что  у молодого человека начинают проявляться признаки серьезного неблагополучия психики, заключающегося в том, что то, каким он видит мир и людей, его картина мира в его мозге постепенно становится все более мрачной, и все меньше отражает реальный мир, какой он есть. Везде ему видятся все возрастающие угрозы, везде ложь, коварство и враждебность, перед которыми он бессилен, и ему хочется запереться, отгородиться от этого злого жестокого внешнего мира, и спрятать от этого мира Вас, чтобы этот жестокий злой мир не отобрал Вас у него, чтобы Вы принадлежали только ему. А если так, то все попытки объяснить ему то, что Вы и Ваши однокурсники не находитесь в заговоре против него будут бесполезными. И Ваши слова о том, что "он даже не хочет меня понять" подтверждают мое предположение о том, что у Вашего молодого человека начали проявляться признаки серьезного неблагополучия психики.
Что в этой связи делать? - выбор трудный, даже очень трудный. Вы можете принять как данность то, что у молодого человека проблемы с психикой, и попытаться помочь ему с этими проблемами справиться, не оспаривая его теорий по существу, не обсуждая его страхов, не противореча. Но Вы не психотерапевт, у Вас нет профессиональных знаний, да и профессионалам категорически не рекомендуется практиковать терапию в отношении близких и родственников. И Ваше подчинение его не успокоит, и он будет подозхревать Вас и пытаться установить над Вами все более полный контроль вплоть до тотального, и со временем будут усиливаться агрессивные проявления по отношению к Вам в связи с теми моментами, в которых ему будет казаться, что он рискует потерять контроль.
Альтернатива заключается в том, чтобы не принимая во внимание возможное расстройство психики, постоянно дискутируя с молодым человеком пытаться "отстраивать и отстаивать личностные границы" в отношениях. Но отстраивание границ может быть полезным и эффективным, если Вы имеете дело с психически здоровым человеком, и если это отстраивание происходит в самом начале отношений, а не в такой ситуации, в которой находитесь Вы. В ситуации с не вполне здоровым человеком отстраиванием можно заниматься годами, заниматься всю жизнь, и вся жизнь может пройти в конфронтациях, никому не приносящих ни окончательной победы ни чувства удовлетворения. Кроме того, конфронтационный стиль с нездоровым человеком может привести с резкому обострению болезни, если она есть, и к очень тяжелым последствиям в случае неконтролируемых вспышек агрессии с его стороны.
И есть третья альтернатива на случай, если ни первая и ни вторая Вас не удовлетворяют, и быть Жертвой, которая находится во власти Тирана, Вам не хочется. Этот третий альтернативный путь ведет Вас к выходу из этих токсичных отношений.
С наилучшими пожеланиями, Евгений