спрашивает: Ольга (Москва)
С родственниками мужа у нас к сожалению очень натянутые отношения( открытого конфликта нет) муж от этого страдает ...и я ради мужа не против общаться с ними в рамках приличия , т е они пришли к нам , мы пришли к ним ... сейчас у нас есть сын , ему 1 годик ... и муж говорит, что при наших встречах с его родственниками он неуютно себя чувствует ...и он хочет сам ходить к родственникам с сыном без меня ...меня это очень обижает , потому что я хочу чтобы наша семья была одно целое ... как быть в этой ситуации ?

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день.
По сути дела почти очевидно, что Вы хотите сепарации, отделения Вашей семьи от семьи родителей мужа и самостоятельной семейной жизни с мужем и сыном на гораздо большей социальной дистанции, чем этого хотят родители мужа, а муж пока не готов к такой скорости и такому уровню сепарации. Муж видит, что Вы лично находитесь в серьезном конфликте с его родственниками, и понимает, что конфликт уже доведен Вами до такой стадии, когда возможен его переход в фазу открытого противостояния, а он к этому не готов.  Он не хочет ходить к своим родителям без Вас, но видит Ваше отношение к его родителям, и просит Вас о том, чтобы обеспечить своим родителям возможность видеться с внуком без Вашего присутствия, чтобы не травмировать Вас лишний раз и преотвратить переход конфликта в стадию открытого противостояния. А Вы продолжаете настаивать на своем, не принимаете предложенного им компромиссного решения, и тем самым ставите его в крайне трудное положение, и это неизбежно приведет к дальнейшей эскалации конфликта, теперь уже и с мужем, и это ставит мужа перед очень сложным выбором.
Вы думаете, что сможете победить в этом противостоянии и "оторвать" мужа от родителей и родительской семьи, а он сам пока к этому не готов, ему нужно на это гораздо больше времени. Если Вы "перестараетесь" - то есть высокий риск прямого конфликта уже и с мужем, и это может разрушить не только родительскую семью мужа, но и Вашу семью. Поэтому если я не ошибся и Ваша цель - сепарация и самостоятельная жизнь с мужем на бОльшем удалении от его родственников - то цель сама по себе правильна, но методы, которые Вы используете, вряд ли приведут к достижению этой цели. Если я прав и Вы действительно хотите сепарации, то нужны другие методы и готовность к тому, что решение заадчи потребует много больше времени,чем вы предполагали ранее, а о конкретных деталях в этом случае стоит поговорить в рамках очной консультации с психологом -  специалистом по семейным отношениям. Ну а если Вы мечтаете, чтобы родственники мужа чудесным образом изменились и стали именно такими, какими Вы бы хотели их видеть, и вели себя по отношению к Вам и мужу именно так, как Вы хотите - то такая задача в принципе не имеет решения.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Однозначного ответа нет, но я бы сказал что "годовалого ребёнка лучше не отлучать от мамы для того, чтобы уводить его к родственникам".
Если он хочет общаться с родственниками - то вы не против, а вот чтобы сыночка вашего водить - вам как матери важно видеть, чтобы ему не причинили вред и/или не настроили "случайно" против вас.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт