спрашивает: Татьяна (Москва)
Добрый день! Подросток в ультимативной форме заявил, что в школу без телефона не пойдет , день в школе пропустил ( в выходные телефон потерял, за постоянные пререкания, огрызания с родителями, папа наотрез отказался покупать другой) объявил голодовку . Стоит ли идти у ребенка на поводу? Ребенок очень неуравновешенный в настроении, то люблю, то ненавижу итд. Заканчиваем 9 класс.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Татьяна!
У вашего мальчика сейчас бунтуют и тело и душа и сознание. Поэтому ему в тысячу раз, как подростку сложнее, чем вам. У вас требования, а у него природа и нет опыта жизни. Вы требуете от него словно он заводная игрушка, а сами не знает, что у него на уме. Идти на поводу можно, но кроме этого стоит найти с ним общий язык. Любое поведение можно объяснить по разному, но в этом объяснении и записан следующий шаг. Куда ваш сын придет и что будет с вашими отношениями, где вы видите в нем дрессированную игрушку. Он вообще не научился самостоятельно брать ответственность, а этому учат с 7 до 12 лет.Поэтому его пробелы сейчас и вылазят. Приходите на консультацию будем восполнять проблемы воспитания. Не обижайтесь, вы же взрослые и понимаете, что не всегда мы ведем себя идеально и иногда стоит поучиться, чтобы себе и другим не ипортить жизнь. Пишите, жду вашего решения.
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день!
В 9-м классе мальчику прийти в школу без современного смартфона - это как мальчику прийти на уроки без штанов или в бабушкином сарафане. Мальчик мог умышленно "потерять" телефон, если считал, что его телефон старый и "отстойный" по сравнению с теми смартфонами, которые есть у тех, кто задает тон в классе. И это один вариант истории. У мальчика могли отнять телефон, и это совсем другая история. Можно привести много других вариантов, как мальчик мог лишиться телефона, и в каждом случае это будут разные истории, и в каждой и требуется свое решение в зависимости от всей совокупности обстоятельств. Но для того, чтобы разобраться, что на самом деле произошло, и принять правильное решение - нужны взаимное доверие и доверительный уважительный диалог с мальчиком.
Смысл подросткового кризиса в том, что ребенок чувствует, что уже вырос, у него появилось обостренное чувство собственного Я, он считает себя достаточно взрослым и требует, чтобы к нему перестали относиться как к ребенку, стали слушать и считаться с его мнением. А родители чеще всего к этому еще не готовы,  они в ужасе от его новых интересов, от его просыпающейся сексуальности и хотят продолжать полностью контролировать подростка. В ответ подросток начинает борьбу за право быть собой с самыми близкими, а близкие с увлечением пытаются ему доказать, что он еще ребенок, должен всех слушаться и вести себя "прилично", потому что взрослые "лучше знают", что ему нужно.
"постоянные пререкания, огрызания с родителями... объявил голодовку"  - типичные проявления подросткового кризиса в семье.   Папа пытается отстоять свой авторитет, используя шантаж -"не будешь слушаться и быть таким, каким я хочу тебя видеть - не получишь того, в чем нуждаешься". Сыну нужно доверительное общение и понимание, а папа пытается установить диктатуру. Если любое отклонение мальчика от воли родителей будет рассматриваться как бунт, который беспощадно должен быть подавлен, а уважение к его потребностям и доверительный диалог рассматриваются как "капитуляция", как "хождение на поводу" - то результатом будет отчуждение подростка. К позитивному решению конфликта в семье такая стратегия не приведет, а к тому, что папа утратит авторитет в глазах сына окончательно - почти гарантированно. В этом случае сын будет искать авторитеты за пределами семейного круга и потянется к тому, кто отнесется к нему как взрослому, и с пониманием к его проблемам...И этот путь может привести его, например, в криминальные круги, где ему дадут заработать денег на желаемый смартфон путем участия в распространении наркотиков... Или в секту, где его окружат заботой и вниманием...
Доверительный диалог, уважительное отношение к личным нуждам и потребностям, или попытки продолжить беспощадную борьбу за диктат взрослых со значительным риском потерять ребенка?! - Выбор за Вами.
С уважением и наилучшми пожеланиями, Евгений
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Нет, конечно же не стОит. Это ведь не вы виноваты, что ОН потерял телефон.
По поводу "неуравновешенности" - полезно чтобы ребёнок походил на терапию, поработал с психологом. Как когда не получается какой-то предмет - ребёнка направляют к репетитору и он ходит на регулярные занятия. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первичная консультация - в совместном семейном формате. Далее работа идёт в виде индивидуальных встреч с ребёнком.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт