спрашивает: Мария (Москва)
Здравствуйте, помогите с советом, живем вдвоем с мамой в доме, отчим приезжает на выходные (т.е. 3 дня в неделю). Он не русский и у него есть вторая семья (жена и 3 детей), моя мама на пенсии, работая я покупаю продукты, оплачиваю все счета, делаю ремонт, в общем все полностью оплачиваю я. Все деньги которые зарабатывает он, отсылает своей семье в другую страну. Таким образом, приезжая, он ест купленные мной продукты, пользуется всеми услугами, которые оплачиваю я. Говоря претензии маме, что меня это не устраивает, она оправдывает тем, что он редко приезжает, ест мало и что с него вообще взять, и что мой молодой человек у нас тоже кушает (вместе мы не живем, иногда ужинаем у меня) , но мы же не берем с него деньги. Иногда он помогает что то сделать (принеси отнеси), но на этом все. Что мне делать? Почему мои старания никто не ценит? Как мне поступить в данной ситуации?

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте.
Ситуация предельно проста: Вы с мамой живете в одном доме, причем хозяйство в доме ведется преимущественно за Ваш счет. При  этом Вы пока не решаетесь отсепарироваться от мамы и зажить своей самостоятельной жизнью со своим молодым человеком, а мама не стесняется и сама жить за Ваш счет и своего любовника Вам в нахлебники определила.
Маме комфортно в этой ситуации, и она готова жить так и дальше сколь угодно долго, а Вам - некомфортно, и Вы чувствете, что жизнь проходит мимо и чувствуете неудовлетворенность.
Проблема в том, что Вы не решаетесь даже самой себе назвать вещи своими именами, хотя на самом деле очевидно, что мама и ее любовник паразитируют на Вашей инфантильной зависимости от мамы и Вашей жажде услышать от нее похвалу. Не стоит сомневаться в том, что и мама и ее любовник сами не откажутся от "халявы" и не откажутся от той жизни, которую Вы им обеспечиваете. Разве что денег у Вас для оказания помощи семье и детям любовника попросят, а то и приютить кого-то на неопределенное время - Вы же добрая и не сможете отказать...
Чтобы оправдать свою позицию Вы делаете вид, что само по себе Ваше самоотречение с отказом от полноценной личной хизни и мамино с любовником паразитирование Вас не смущает, и Вы говорите, что Вам не хватает только позитивной оценки Вашего "подвига".  Предположим, что Ваша мечта сбылась и Вы каждый день стали слышать похвалы от мамы и ее любовника. Это Вас полностью удовлетворит, и Вы будете продолжать свой подвиг самоотречения с чувством глубокого внутреннего удовлетворения?!
Если хотите изменения ситуации, то разумный путь только один - психологическая и социальная сепарация от мамы, с выходом на самостоятельную жизнь. Традиционный для женщины путь сепарации от своих родителей предполагает поиск партнера и создание с ним своей собственной семьи в своем доме, воспитание собственных детей.
Для начала ответьте себе на вопрос, что мешает Вам двигаться этим путем, почему собственная судьба и собственная жизнь у Вас не в приоритете и Вы тратите свои силы на содержание мамы и ее любовника?!
В качестве первого шага  почему бы Вам не поехать в отпуск на максимально возможное время, предоставив маме с любовником жить за свой счет и "по одежке протягивать ножки"?! Почему бы Вам во время этого отпуска не подумать о том, чтобы съехать к молодому человеку или с молодым человеком на съемную квартиру?! А если такие планы с этим молодым человеком не кажутся привлекательными, исполнимыми и не мотивируют, - то зачем Вы тратите на него свое время?!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог
Здравствуйте Мария!
Если не хотите его кормить - не кормите, но и не попрекайте потом этим. Я не совсем поняла, что это за отчим и почему он живет только три дня и почему не дает денег. На каких правах и зачем он с вами общается? Вот это главный вопрос, а еда для вас - просто повод, чтобы сказать о своей нелюбви к нему. Ведь если бы у вас была к нему  симпатия - была бы другая история. Так что здесь проблема в другом - он вам не нравится и вы не хотите это терпеть. Здесь столкнулись несколько интересов и возник компромисс , который вас не устраивает. Так что нужно создавать другой компромисс, который вас всех бы устраивал. Приходите на мою консультацию - помогу расставить все точки над и и помогу устроить всю эту историю. Пишите
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день Мария!
Вы вправе "простраивать" уютные для вас личностные границы - и не кормить за свой счёт маминого любовника (давайте уж называть вещи своими именами, если у мужчины есть другая семья - и он ходит к женщине - это отношения "использования", в Москве, которая обозначена как город вашего проживания - многожёнство вне закона).
Другой вопрос - что как будто бы вы надеетесь, что - "кто-то должен оценить ваши старания" - но похоже что ни от мамы, ни от её мужчины вам этого не дождаться. И эта тема - "ожидания позитивной оценки ваших стараний" - хороший повод для очной консультации и возможно психотерапии, чтобы вы смогли со всем разобраться!
Берегите себя и не давайте себя использовать, ведь вы у себя одна - и вы - самое дорогое что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог, клинический психолог, конитивно-поведенческий психолог
Здравствуйте.
"...Говоря претензии маме, что меня это не устраивает, она оправдывает тем, что он редко приезжает..." - а почему Вы это говорите маме, а не самому  отчиму? Именно с ним нужно поговорить. Два взрослых человека могут обсудить проблему и договориться.
Вам нужно научиться выстраивать границыи четко и ясно заявлять окружающия о своих потребностях и нуждах.
"...Почему мои старания никто не ценит? ..." - что Вы подразумеваете под словом "ценят"? Для Вас важно, чтобы окружающие люди ценили Ваши старания, но как они об этом узнают? Говорили ли Вы прямо об этом с отчимом?
Если не готовы к такому разговору, то стоит обратиться к психологу и вместе с ним подготовиться. Думаю это вопрос на одну-две консультации.
С уважением, Бугаец Юлия.