спрашивает: Алексей (Москва)
Здравствуйте! Я Алексей, мне 20 лет. Живу с отчимом и матерью в одной квартире, с отчимом уже около 12 лет, изначально, отчим очень холодно относился ко мне и в отсутствии матери во-все не обращал внимания и унижал словесно, а иногда и показывал своё превосходство физически. В 18 лет я ушел в армию, мой характер более-менее закалился и по возвращению домой, я увидел того-же самого "отчима-ненавистника", я стал его полностью игнорировать, он всячески напоминал о детских косяках, обострял конфликтные ситуации. Мне иногда очень хочется обрубить все отношения рукоприкладством к нему, я понимаю, что это противозаконно, но больше всего меня сдерживает мать и младшая сводная сестра. Я сам по себе очень спокойный и открытый человек, но он высасывает из меня радость и энергию, хочет показать своё превосходство. В данный момент я любыми способами хочу уехать от родителей, но пока выбираю комфорт, взамен Своей души. Посоветуйте мне что-нибудь, пожалуйста...

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день, Алексей!
Скорее всего дело в том, что Вы не можете  до сих пор принять тот факт, что мама вышла замуж второй раз, родила еще одного ребенка. Появление в доме 12 лет тому назад "чужого" мужчины и ребенка нанесли Вам глубокую обиду и травмировали Вашу писхику. Скорее всего, у Вас в подсознании до сих пор живет детская обида и инфантильная мечта о том, что мама в какой-то момент времени "одумается", выгонит из дома этого ненавистного чужого для Вас мужчину, и тогда Вы будете для нее самым главным и единственным мужчиной, и будете жить с ней вместо долго и счастливо. Поэтому отказываясь от самостоятельной жизни и продолжая бессмысленную разрушительную для всех борьбу с отчимом -  Вы выбираете не комфорт, а продолжение конкурентной борьбы за внимание мамы и отыгрываете свою старую травму отчиму.
В сложившейся ситуации плохо всем. И маме плохо, потому что она видит, что ее решение о замужестве и рождении еще одного ребенка травмировало Вас и не дает Вам жить свободно и счастливо. Она считает себя виноватой сама, и уверена, что и Вы ее вините за все происходящее. И отчиму плохо, потому что он понимает, что выиграть у Вас в этой войне в принципе не может, а может наедяться только на то, что настанет момент, когда Вы повзрослеете и начнете свою самостоятельную жизнь, сконцентрируетесь на своей личной жизни, своей учебе и карьере, и оставите в покое его с его женой и его ребенком.
Комфорт и душевнйо спокойствие Вы обретете только тогда, когда перестанете винить маму в том, что не смотря на то, что у нее уже были Вы, любящий ее сын - она привела в дом чужого для Вас мужчину, вышла за него замуж и родила ему ребенка. Во всем уже произошедшем изменить никто и ничего не может - можно только осознать причину конфликтов, изменить свое отношение к происходящему, и тогда можно освободиться от действия травмы и стать свободным. Вам 20 и у Вас есть возможность уехать от мамы и жить самостоятельно, работать, строить личные взаимоотношения с девушками, учиться... осталось только изменить отношение ко всему произошедшему...
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог
Здравствуйте Алексей!
Вы же прекрасно понимаете, что избыточная агрессия говорит о проблнмах человека в самооценке. Он трусит по хорошему и пытается это прикрыть агрессией. Уверенный человек спокоен. Знаете, а вы можете проявить восточную мудрость. Почитайте про стратегемы, стратегии войны. Там столько способов победить не применяя насилия, а только ум и хитрость. Воспитывать его думаю невозможно, как вы хотите, но управлять им возможно. Есть даже такое гадание https://www.astrocentr.ru/index.php?przd=st&str=len. Очень интересная тема. Почитайте и посмотрите . Напишите, что думаете