спрашивает: Алина (Самара)
Здравствуйте. Обращаюсь к Вам с такой проблемой. Начну с самого начала. Мой молодой человек раньше был достаточно ветреным, можно сказать менял девушек как перчатки. Потом он начал встречаться с девушкой, которая его сильно зацепила, ему было 18, ей 16. Конечно, у них были ссоры, скорее всего и измены с его стороны, но они мирились, и пробыли в отношениях около года, что я думаю для ветреного парня достаточно долго, я думаю это говорит о несколько иных чувствах, чем просто "помутить".  Она, прошу заметить, девочка с виду очень тихая, город у нас маленький, поэтому я её знала. Так вот, наступает время, когда он уходит в армию, и перед самым уходом она ему говорит, что год это слишком долго, вряд ли я осилю столько ждать. Конечно, это было потрясением для него, я просто не представляю какие чувства в этот момент может испытывать парень, у которого, казалось бы, все хорошо с девушкой, а тут такое. Но через пару дней они вроде все выяснили, он уходит в армию, а она его остается ждать. Спустя уже месяц он начинает замечать что-то неладное, она редко заходит в сеть, если он поздно звонит, она идет с прогулки якобы с подругой. Затем он находит её вторую страницу в соц.сети, у них ссора, но потом вроде бы все утихло. Через месяц она без объяснения выкладывает фото, где она целуется со своим лучшим другом, конечно он в шоке, от такого ангела с виду нельзя было такое ожидать. Потом они то расстаются, то она говорит что ошиблась и хочет быть с ним, потом опять расстаются, она остаётся со своим лучшим другом, потом через 4 месяца она снова хочет быть с ним, но в итоге она осталась с другом. Затем мы с молодым человеком как раз знакомимся, общаемся, он приходит из армии, мы немного встречаемся и он меня бросает, при этом говоря что теперь он относится к девушкам потребительно, не верит и не доверяет никому. Затем мы мирились, расставались, они даже встречались неделю, потом мы снова мирились, потом снова расставались, он ездил к ней, хотя у неё был парень, а она каталась с моим парнем, и гуляла еще с одним бывшим. Он сказал, что хотел просто воспользоваться ею, затем мы снова помирились.  Эти "повороты судьбы" я вроде рассказала, теперь про другое. Про наши отношения на протяжении всего периода. Поначалу, как наверное и все, мы стараемся показаться чуть лучше, чем мы есть. Так вот в самом начале отношений, он был ласковым, обнимался и целовался, наверное это еще и сказывается то, что до этого он был в армии и этого всего у него не было. Затем он изменился, и до сих пор ведет себя именно так. Он перестал проявлять нежность, редко когда первый подойдет обнимет, целовать это вообще не про него, как-то тактильно проявлять внимание (нежно касаться, гладить по голове и тд) - тоже этого нет. Казалось бы, это мелочи, но мне так этого хочется, чувствовать себя девушкой:( Я очень долго не могла понять, почему так. Иногда он забудется, начнет ласкаться, но сразу будто у него что-то переключается в голове и он прекращает. И проанализировав всё, хоть я и не психолог, я кажется поняла в чем дело. Настолько сильно и много он переживал из-за той девушки и той ситуации, что у него образовался какой-то психологический барьер (мое мнение). Потому что с друзьями в общении он никак не изменился, какой был до армии, такой и остался, а со мной он ведет себя по-другому, может дерзить или злиться, будто хочет выстроить стену, чтобы никто его больше не ранил. И это замечаю не только я, но и близкие, и друзья. И даже он недавно это заметил, когда в очередной раз я приставала к нему с вопросами "ну почему ты не можешь со мной поласкаться?" Будто где-то в подсознании он боится, что я сделаю с ним так же, поэтому и ведет себя со мной жестко. Однажды он сказал мне про поцелуи "вот раньше, до армии какой я был, я бы тебя зацеловал вообще, а сейчас не могу", когда я спрашиваю почему, что тебе мешает, он говорит "я чувствую себя как дурачок, что я такой нежный, стремно как-то, мне противно себя чувствовать таким, будто слабым". А недавно еще сказал "я один раз так уже позволял все эти ласки, набаловал, и вон что вышло". Подскажите, как можно выбраться из этой ситуации? Я ведь тоже хочу, чтобы ему было полегче, чтобы он убрал этот барьер от себя, чтобы мы как и все пары могли позволить себе быть нежными. Конечно, я понимаю и вижу, что это прошлое наложило на него большой отпечаток, но я хочу попытаться сделать все возможное, чтобы эта его рана зажила, чтобы он мог жить обычной, нормальной жизнью..

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Алина!
Я понимаю ваше желание помочь. Я думаю это могло быть произойти, но желание меняться все равно остается за вашим парнем. Без его желания это к сожаленью невозможно. Если бы он был ребенком, а здесь речь идет о Внутреннем Ребенке, то помогла бы мама. Но он взрослый и для него эта тема открыта. Думаю жизнь все равно приведет ег к тому, что он вернется в свое настоящее состояние - Спонтанного Ребенка, но именно потому что он такой ему и сложно так легко менять себя. Не в вагих силах это изменить. Вы можете просто помочь ему поднять самооценку, на словах и на деле, это может начать процесс релаксации и доверия. Как это делать, нужно объяснять исходя из вашей с ним жизни . Поэтому лучше это сделать на консультации. Приходите - вживую станет проще понять. Пишите, жду вашего решения
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день.
Парень прожил некую свою жизненную историю, в которой были отношения "легкие", в которых он имел успех и получал удовольствие, и серьезные, которые принесли ему и немного радости и много печали, и финальным состоянием по результатам всего произошедшего для него является усталость и разочарование. Эти события в его жизни уже произошли и изменили его как личность, изменили его установку к отношениям и никакого возврата в прошлое, к прошлому состоянию для него быть не может. Друзья ошибаются, думая, что он остался таким же как и прежде, а не замечают изменений скорее всего потому, что восприятие человека устроено так, что мелкие изменения, накапливаемые им по ходу жизни, он не замечает сам, и не замечают их и те, кто находится с ним в постоянном общении, поэтому в близком кругу всегда поддерживается иллюзия стабильности, отсутствия перемен..
Вы вступили в отношения с парнем, который уже прожил в своей жизни и романтические отношения с конфетно-букетными периодами, и этап легкомысленных приключений, он обзавелся болезненным опытом, который предопределяет его поведение и отношение к Вам. Вы, вместо того, чтобы принять это как факт, пишите не о намерении строить реальные отношения с ним как реальным человекоми, а мечтаете выступить одновременно в двух ролях: и как романтическая возлюбленная, пробуждающая в парне нежность, свойственную невинному юноше, и как психотерапевт/психоаналитик, пытающийся проанализировать и уврачевавть раны молодого человека, прошедшего огонь, воду и медные трубы. Попытка совмещения Вами этих двух ролей говорит о том, что за ними скрывается установка на определенный сценарий отношений, который кажется Вам идеальным - "хочу, чтобы мы как и все пары могли позволить себе быть нежными и т.п." - и наивная вера в "чудо любви" - в то, что Вы сможете как в сказках или романтическом кино силой любви добиться желаемых изменений в партнере.
Однако Вам стоит помнить, что если Вы пытаетесь решить психотерапевтическую задачу, то будете сталкиваться не с чувствами, обращенными лично к Вам, а с переносом - эмоционально насыщенными проекциями тех эмоций и чувств, которые связаны с теми перенесенными травмами от неудачи в предыдущих отношениях, от которых Вы хотите его "излечить". Не каждый профессионал умеет работать с переносом, потому что для этого требуется высокий профессионализм, компетенции, технические навыки и умение четко простраивать границы и отделять личное от процессионального.  Стоит помнить, что этический кодекс не просто так запрещает профессионалам вступать в личные отношения с пациентами, потому что смешение личного и профессионального может привести и часто приводит к очень тяжелым последствиям, о чем Вы можете узнать на ярких примерах из жизнеописаний психоаналитиков или из снятых на эту тему известных фильмов (Окончательный анализ, Опасный метод и др).
Когда Вы ведете себя по отношению к молодому человеку и как возлюбленная, капризничая и выпрашивая у него ласки - "когда в очередной раз я приставала к нему с вопросами "ну почему ты не можешь со мной поласкаться?" - и в то же время как психоаналитик - "проанализировав всё .... у него образовался какой-то психологический барьер...я понимаю и вижу, что это прошлое наложило на него большой отпечаток...Будто где-то в подсознании он боится, что я сделаю с ним так же" - и в результате провоцируете и получаете перенос на Вас тех эмоций, которые адресованы не Вам и тем самым только постоянно бередите его раны, не даете им затянуться.
Хотите жить "нормальной жизнью" и строить нормальные отношения - входите немедленно из роли психотерапевта во взаимоотношениях с близкими и ни в коем случае не провоцируйте перенос на себя травматических эмоций во взаимоотношениях с близкими людьми. Если ВЫ хотите построить личные отношеняи с кем-то, то зачем Вам провоцировать ситуацию, когда близкие в Вас будут видеть своих бывших обидчиков и отыгрывать на Вас свою неудовлетворенность какими-то другими людьми и событиями?!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений