спрашивает: Мария (Москва)
Дочь 13 лет. Проблемы с обучением начались сразу, нежелание посещать школу, пропуски, вначале покупала мед справки, чтобы оправдать отсутствие. Демонстрировала след. поведение - утро, подъем, завтрак, кладется одежда, она не одевается, ждет, когда время кончится и уже в школу не успеет. В школе нет контактов со сверстниками, никто не дружит. Еле закончили 6 класс. Заявила, что в школу не пойдет, перевела на семейное обучение. Тянет время, предметами не занимается, при этом начала сдавать экзамены за первый триместр очень хорошо, затем снова ступор...осталось сдать 3 предмета, постоянно переносит экзамены, я извиняюсь каждый раз перед учителями. Дома апатична, с трудом выходит на улицу, если идем в парикмахерскую, просит, чтобы я говорила за нее. При этом свободно общается в чатах со сверстниками, есть виртуальные друзья и внимание от мальчиков, ее уважают. Талант к изобразительному искусству, рисует охотно, купила гитару. Однако в худ. школу и проч. не пропрешь...Дома домашними делами не занимается, днем часто спит, ночью просыпается активность, отсутствует ответственность... Одно сочинение пишем 3 месяца ... Все время переносит и оттягивает ...И объясняли, и уговаривали, и просили и пугали... Ничего не помогает...Иногда плачет, представляя , что могут вернуть назад в школу ....Воспитываю одна, дома нет никого, кто мог бы мешать... Ругаю крайне редко, но время от времени срываюсь, так как нервы не выдерживают. Общение и контакт с ребенком хороший, кроме того, что касается учебы. Жалуется на отсутствие сил, плохое самочувствие, при этом ранее анализы крови удовлетворительные, а в настоящее время не хочет идти в поликлинику ...это же рано вставать...направления на ЭКГ лежат ....ко врачам не идет..

Ответы и советы психологов
Психолог
Мария, добрый день! Очень желательно с помощью специалиста психолога разбираться, что происходит с дочкой. Почему в школу оказалось ходить невозможным.  Скорее всего есть сильный стресс . Стресс бывает у школьника на учителей , одноклассников, на какие то отдельные предметы школьной программы .  Часто  " страшно выходить к доске , и отвечать  на вопросы , разговаривать. С этим можно и нужно работать, а также с самооценкой и мотивацией.  Она старается оставаться, как бы в " тени ", быть невидимой , иначе небезопасно , так иногда решает мозг.
Наталья Довгопол, психолог , Москва . Консультации очно или по скайпу.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Мария, в вашей семейной системе не "простроены" отношения - и в первую очередь - "границы ответственности". И это повод для работы с семейным психологом. У вас указано что вы из Москвы - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную психологическую помощь. И - это очень важно и для вас, и для (будущего вашей) дочери!
Не оттягивайте время, может случиться так, что ваша семья подпадёт под внимание комиссии по делам несовершеннолетних, я работал в приюте - и иногда такие девочки-подростки изымались из семьи в подобных ситуациях. Не доводите ситуацию до предела!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт