спрашивает: Даша (Воронеж)
Здравствуйте. Вчера ночью у меня умер папа. Мы не жили и не общались с ним с самого моего детства, лет с 8. Мы иногда пересекались, но не более. Он алкоголик, с мамой развёлся. В нём было много плохих качеств. Он не платил нам с сестрой алименты и не помогал. Но я ему всё давно простила и не держу зла. Но я не хоу идти на поминки и похороны. Я даже не плачу. Хотя это же мой отец. Пытаюсь вызвать какие-то воспоминания, связанные с ним. Мне кажется это невозможным. Мой папа, был, а теперь его нет... Я не могу понять своё состояние. Какая-то слабость, руки иногда дрожат, хотя в принципе я не волнуюсь. Когда смерть проходит так близко, поневоле в голову лезут плохие мысли. Как мне вернуться в своё обычное состояние?

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте.
Примите мои искренние соболезнования в связи с постигшей Вас утратой. Как бы не складывались Ваши и Вашей мамы отношения с Вашим отцом, случившееся - это потеря одного из самых близких по крови людей, и это мощнейший стресс, и это горе, изживание которого неизбежно занимает много месяцев.
Изживание горя от смерти близкого человека начинается с отрицания - сознание не может сразу принять факт произошедшего, смириться с потерей. Тем более это сложно в том случае, когда отношения были проблемными, осталось много недоговоренностей, нерешенных проблем. Именно отсюда, из отрицания -  нежелание участвовать в поминках и похоронах. Слабость и тремор могут свидетельствовать о вызванных стрессом проблемах середечно-сосудистой и нервной систем, и это нельзя оставить без внимания. Для облегчения собственного состояния в ближайшие дни Вам необходимо сходить в поликлинику к терапевту и неврологу, проверить состояние середчно-сосудистой и нервной системы, и если потребуется, точно исполнять все те назначения, котрые они сделают. Нужно быть готовой и к тому, что дорога до возвращения в "обычное состояние" может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, но если тревожная симптоматика сохранится или усилится - необходимо будет посетить психотерапевта.
Всего Вам  самого доброго!
С уажением и наилучшими пожеланиями, Евгений