спрашивает: Виталий (Санкт-Петербург)
Здравствуйте! Психолог по образованию, а не понял, что такое психология на практике. Скажите, чем РЕАЛЬНО психолог полезен? От этого зависит, стану ли я сам развиваться в профильном для себя направлении. Кажется, что совершенно невозможно ускорить рост человека, клиента. Для чего не созрел, того раньше времени не узнает, хоть как с ним говори соответственно любому из подходов к консультированию. Наведите на мысль, пожалуйста.

Ответы и советы психологов
Психолог, клинический психолог / психотерапевт
Например, вот тем, чем Вы в этом тексте занимаетесь, Виталий: психологической интервенцией – провокацией, проще говоря! Это очень способствует личностному росту.)
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Работа психолога - помочь человеку "дозреть" и начать процесс изменений в своей жизни.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Виталий.
Психолог-консультант это специалист помогающей профессии, имеющий необходимую профессиональную подготовку, соблюдающий нормы и этические правила профессионального сообщества и работающий на выполнение согласованного терапевтического/консультационного контракта с совершеннолетним клиентом, осознающим принципы и методы консультативной работы. Предметом контракта в консультативной практике должно быть достижение конкретных измеримых целей  за конечное время,  согласованное сторонами, что и определяет стоимость работы. Успешное выполнение обязательств консультанта по контракту подтверждается оценками самого клиента и супервизией.
Невозможно с соблюдением профессиональных этических норм сформулировать контракт на "рост", "ускорение роста/созревания" клиента, поскольку такие цели не являются объективно измеримыми и не имеют четких измеримых критериев достижения результата, а работа не может быть выполнена за конечное время. Поэтому работа психологов по направлению поддержки профессионального и личностного развития/роста клиентов проводится преимущественно в тренинговой форме, в форме консультаций по профориентации, консультаций по управлению карьерой, и в каждом из этих направлений должны быть конкретные цели и четко измеримые критерии их достижения. Конечно, есть и такие востребованные сегодня направления работы по поддержке профессионального и личностного развития как селф-менеджмент и лайф-коучинг, но работа по этим направлениям помимо психологического образования требует от консультанта  глубоких профессиональных знаний по теории управления, теории систем, стратегическому менеджменту и т.д.
В подавляющем большинстве случаев психолог-консультант сталкивается в своей работе с клиентами, которые под воздействием стрессов, патогенных сценариев жизни родительских семей, отсутствия поддержки родных и близких, нерешенных адаптационных проблем,  заболеваний и т.д. неосознанно выработали и закрепили неадекватную самооценку, непродуктивные модели мышления и поведения в различных жизненных ситуациях, имеют в этой связи проблемы во взаимоотношениях с близкими и испытывают в этой связи страдания, дискомфорт/дезадаптацию. Наивно надеяться, что все проблемы такого клиента можно решить легко и быстро, что для решения проблем достаточно выбрать "правильный" методологический подход и передать клиенту "правильные" знания/интерпретации. Конечно, глубокие инсайты с озарениями и быстрыми трансформациями иногда с клиентами случаются (пару-тройку раз за десятилетие работы) - но  для достижения цели от консультанта требуется готовность к терпеливой длительной последовательной работе с многокрратными возвратами к повторению и закреплению уже пройденного. Если такой готовности у психолога нет - то ему стоит подумать о выборе другой специализации, в которой результаты достигаются быстрее (организация и проведение тренингов, психологическое тестирование и т..д.).
С уважением, Евгений
Клинический психолог, КПТ-терапевт, ЛОРП-терапевт, специалист по системной семейной терапии (в том числе, семейным расстановкам), супервизор.
Клинический психолог, КПТ-терапевт (эмоционально-рациональная терапия, схема-терапия), НЛП-практик, семейный психолог, супервизор, практика системных расстановок. Частная практика с 2007 г. Работаю с темами: - С системой отношений клиента (отношения с самим собой, отношения с близкими, семейные…
Виталий, здравствуйте!
Вы хотите спросить про себя, чем реально вы, как психолог, можете стать полезным человеку, клиенту?
Или вы в целом хотите понять, как психология может реально работать на практике?
Или вас приводит в сомнение то, что есть что-то невозможное для каких-то людей?
Как думаете, что самое первое и самое простое, что вы уже заметили для себя, и могли бы делать для того, чтобы к вам начало приходить большЕЕ понимание действия и результатов практической психологии на человека-КЛИЕНТА?
P/S В примечании автора подчеркну именно слово - КЛИЕНТ, тем самым, имея в виду не любых людей, на которых большинству начинающих психологов хотелось бы произвести впечатление "аля фокусника - всемогущего психолога", а людей, обратившихся к ним реально за РЕАЛЬНОЙ помощью в реально безвыходной для НИХ ситуации, либо крайне затруднительной, на решение которой у них просто не хватает своих собственных ресурсов. И тут вот, на помощь приходит специально обученный для этих целей человек - а именно, на помощь приходит человек-СПЕЦИАЛИСТ. Психолог. И так он оказывает реальную практическую помощь людям, кои являются его реальными КЛИЕНТАМИ. И так, со временем, успешные результаты своей работы становятся всё более и более заметными.
С уважением, Суслова Елена.