спрашивает: Дарья (неуказан)
Здравствуйте. Дарья, 22. У меня очень непростая ситуация в жизни, из-за которой я чувствую себя некомфортно, и не могу решить что будет лучше для меня. Чувствую внутреннюю моральную усталость, нет сил ни на что. А дело вот в чем...Я не могу решить, где мне лучше жить и работать.
Первый вариант это у бабушки, где есть забота, общение, какое-то внимание, я могу с ней что-то обсудить и поговорить, хоть и нет того понимания какого бы хотелось, но есть комфортные условия для проживания. Минус в том что разное поколение, ее манипуляции, обидчивость, она излишне контролирует, вечно задает такие вопросы по типу ела ли я, часто это звучит очень навязчиво, если я себя резко отстаиваю, ей это не нравится, у нее нет понятия что я личность и могу делать как мне хочется, завишу от ее реакции. Все это отнимает у меня силы морально, чувство что она управляет мной, может быть и неосознанно. Мне плохо от этого, идет полнейшее раздражение, после таких моментов я не могу с ней нормально общаться, стараюсь закрыться, лишь бы отстранить себя от негативных эмоций, меня даже начинает раздражать когда она обращается ко мне по имени, я сразу чувствую зависимость. Мне порой хочется просто кричать от всего этого. Я устала бороться за свои права, устала пытаться отстаивать, просто хочу жить спокойно..Но и если совсем не буду отстаивать, попаду под полное ее влияние и совсем потеряю себя, от этого будет еще хуже.
Второй вариант, у матери, где есть хоть какая-то свобода, где никто назойливо не лезет с расспросами, где не обижаются не разговаривая несколько дней. Минус в том что обстановка там ужасная, они практически не следят за домом, каждый день психи и какие-то недовольства матери. Я там живу сама по себе, общения близкого ни с кем нет, от сильного ощущения одиночества тоже хочется плакать и кричать, отсутствует чувство безопасности и защиты. Отчим пьет по выходным, а если у них какие-то разборки, то вообще хреново, хочется убежать как можно дальше, для матери он там самый главный, все внимание только ему. Бывало обидно и неприятно, и тоже очень плохо. Но иногда я сама не хотела идти с ней на контакт, ибо не знала о чем нам говорить, она не работает уже несколько лет, зависит от мужика, его мнение все решает. Еще у меня страх стать такой же как она, страх который точно разрушит мою жизнь. Поэтому я не знаю, где мне лучше и что может облегчить хоть как-то мою жизнь...
Там где я важна, но эмоционально завишу и не могу свободно жить, или там где я имею возможность жить немного самостоятельно, но чувствуется полнейшее одиночество и чувство потерянности? Пожалуйста, подскажите, может быть совет какой-нибудь дадите..Я очень устала от этой неопределенности. А определяться нужно, ибо мне необходимо идти работать и выходить в реальную жизнь. Снимать квартиру и жить отдельно возможности точно пока нет, поэтому остается выбрать одно из двух. Что очень сложно, но другого выхода на данное время у меня нет. Буду очень благодарна за помощь.

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Дарья.
Вам 22, и Вы находитесь в порочном круге, пытаясь выбирать из двух равно неприемлемых для Вас вариантов. При этом Вы точно понимаете, что единственный реальный выход из порочного круга - это выход в реальную жизнь, выход на работу, съем квартиры, построение отношений с молодым человеком и  самостоятельная жизнь. Да, это трудно, но вполне реально.
Почему вместо того, чтобы предпринять необходимые и столь очевидные шаги, Вы продолжаете пытаться выбирать между "плохим-1" и "плохим-2"?! - потому что где-то внутри Вас продолжает жить наивная иллюзорная мечта о том, что вид Ваших страданий и сочувствие к Вам может разжалобить бабушку и/или маму, и если не обе, то хотя бы одна из них чудесным образом изменится,  и станет именно такой, как Вам хочется, будет угадывать и удовлетворять все Ваши желания и все станет для Вас как в счастливом раннем детстве. Иллюзия возможности возврата в счастливое раннее детство, когда каждое Ваше желание и потребность удовлетворялись безоговорочно, и наивная вера в возможность волшебных превращений взрослых людей точно в сответствии с Вашими потребностями и ожиданиями лишают Вас сил на движение вперед, заставляют предаваться никуда не ведущим эмоционально насыщенным переживаниям и непродуктивным диалогам с близкими...
Менее "токсичной" на переходный период выглядит по Вашему описанию жизнь у бабушки, поскольку она реально о Вас заботится как может, как умеет, а Вы эту реальную заботу не цените. Проблема в том, что бабушка интуитивно чувствует и удовлетворяет Ваш запрос на отношение к Вам  как маленькой девочке, и по сути это то, чего Вы хотите, но форма заботы Вас уже не удовлетворяет, потому что Вы хотите формального отношения к себе как взрослой. Ваше агрессивное отношение к "гиперопеке" со стороны бабушки отражает Ваш внутренний конфликт: по сути не бабушка Вас раздражает, а собственная инфантильная нерешительность, внутренний ребенок в Вас, и раздражение на инфантильного обиженного на весь мир ребенка в себе Вы  проецируете на бабушку...
С уважением, Евгений
Кандидат психологических наук, гештальттерапевт, судебный эксперт-психолог
Кандидат психологических наук, доцент, судебный эксперт-психолог.
Дарья, вам необходимо взять лист бумаги, разделить его на две части и выписать следующее:
Если я буду жить у мамы, то
ПЛЮСЫ: 1) формирование самостоятельности, 2) формирование отвественности за свою жизнь и т.п.
МИНУСЫ: 1) нервная обстановка, 2) отсутствие общения и т.п.
Если я буду жить с бабушкой, то
ПЛЮСЫ: 1) забота, 2) общение и т.п.
МИНУСЫ: 1) формирование зависимости, 2) задаржка во взятии отвественности за свою жизнь на себя и т.п.
Допишите эти показатели, а затем сравните, определите, что для вас важнее.
Желаю успеха!