спрашивает: Карина (Санкт-Петербург)
Не могу не улыбаться, и из-за этого наживаю себе проблемы. Очень часто при разговоре все мои собеседники с раздраженный лицом просят меня перестать улыбаться. Они говорят, что это очень бесит, что я выгляжу как дура, что человек не может так просто улыбаться, что это я делаю специально, чтобы их позлить и прочее... Я ведь вообще не осознаю, что улыбаюсь. Только когда мне кто-то на это указывает, могу дотронуться до краев губ и реально понять, что улыбаюсь. И причем никаких чувств при этой дежурной улыбке не испытываю. Короче говоря, из-за этой простой улыбки у меня появляются проблемы при общении с другими людьми. Как перестать так улыбаться?..

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Карина.Улыбка,за которую Вас критикуют,чаще всего,неуместная улыбка.Она возникает не оттого,что ситуация смешная,а оттого,что перед улыбкой Вы можете что-то говорить такое,что сами же подвергаете сомнению.Например,Вы говорите-Этот человек был не прав,и дальше идет улыбка.Это значит,что Вы до конца не знаете,то ли человек был не прав,то ли Вам это кажется.И,защищая себя от ложного стыда за ошибку(если вдруг,это была ошибка),Вы улыбаетесь.Именно,стыд,чувство неловкости,не компетентности,второсортности,неуверенности в себе,вызывает неуместную улыбку.Улыбка-как лекарство против некомпетентности.Но,некомпетеннтность фантазийная,идущая из самокритики.Самокритика и улыбка часто бессознательны,поэтому,не контролируемы.Выход из ситуации-курсовая работа с психоаналитиком или психотерапевтом.Когда Вы сможете проговаривать Ваши кажущиеся страхи,недоразумения психологу,Вы будете становиться смелее и смелее с каждой новой сессией со специалистом.И через некоторое время Вы станете увереннее в себе,а улыбка уйдет.Обращайтесь,смогу помочь.
Кандидат психологических наук, гештальттерапевт, судебный эксперт-психолог
Кандидат психологических наук, доцент, судебный эксперт-психолог.
Карина, скорее всего идет речь не о положительном проявлении эмоций - улыбке, а о мышечных зажимах, которые внешне выглядят как улыбка.
Разобраться в причинах можно только при очном консультировании.