
Дисфункциональная семья характеризуется нарушением возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».
При системном подходе к семейной психотерапии «пациентом» становится не отдельный человек, а семья в целом. Проблемы и возникшие в семье трудности рассматриваются с трех позиций: функционализма (симптом имеет приспособительную, адаптационную природу), конструктивизма (способы описания проблемы членами семьи во многом определяют проблему) и системного подхода (в создании симптома участвуют все члены семьи).
Дисфункциональная семья характеризуется нарушением возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».
Системная семейная психотерапия оказывается эффективна прежде всего потому, что способна предложить семье взгляд «с высоты птичьего полета» с указанием роли и ответственности каждого из ее членов в формировании семейной дисфункции. Таким образом, удается конфронтировать с представлениями семьи о том, что лечить (помогать) нужно только наиболее страдающему члену семьи («носителю симптома»), а остальные могут продолжать жить обычной жизнью в ожидании результата.
Стандарт современной семейной психотерапии предполагает работу с котерапевтом противоположного пола, выбор которого является непростой задачей. Эта задача требует понимания критериев отбора и умения распределить роли в котерапевтической паре. Однако в сработавшейся паре эффективность воздействия, а также степень свободы в терапии, существенно превышают индивидуальную форму помощи.
Лечение большинства психических расстройств и соматических заболеваний по современным преставлениям включает семейную психотерапию в качестве обязательного компонента индивидуальной психотерапевтической программы. Это связано с чрезвычайно высоким значением группы семейных факторов в возникновении, развитии болезни и формировании симптомов, а также с патопластическим влиянием семьи на клиническую динамику расстройств. Для ряда клинических групп этиопатогенетическое значение семьи настолько велико, что некоторые семейные клинико-психологические феномены были закреплены «неофициальными», но образными и емкими терминами, используемыми даже в научном языке и позволяющими зафиксировать важные семейные механизмы расстройств. Это, например, «жена алкоголика», «шизофреногенная мать», «муж истерички», «невротическая семья». Участники нашей образовательной программы смогут изучить роль семьи в развитии болезни и освоить эффективные способы семейно-супружеской психотерапии.
В сложных клинических случаях даже у самых подготовленных специалистов периодически будут возникать проблемы и сложности при взаимодействии с семьей, в связи с чем необходима регулярная супервизия личных и профессиональных случаев семьи, позволяющая выявить как собственные нарушенные взаимоотношения, так и причины трудностей, возникающих при осуществлении семейной психотерапии.
Сама логика помощи таким пациентам представляет собой сочетание различных методов и форм психотерапии, а правила формирования подобной программы выходят за пределы данного цикла и должны изучаться отдельно на образовательных курсах по клинической психотерапии и циклах, посвященных отдельным клиническим группам.
Тем не менее, семейная форма психотерапии показала свою эффективность в помощи пациентам с невротическим расстройством, зависимостью, психосоматическим заболеванием, личностным расстройством, шизофренией и депрессией. Именно поэтому включать ее в программу помощи таким пациентам следует в обязательном порядке.
Расписание занятий
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
15 января 2024 |
Семья как объект психотерапии |
Пара 1: Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2: Краткая история становления семейно-супружеской психотерапии. Подходы в семейной психотерапии. Семейная системная психотерапия. Возможности и перспективы создания семейной ЛОРП. Основные понятия семейной психотерапии. Значение семейной психотерапии в клинике. Семья как объект психотерапевтического вмешательства. Динамика семейной системы: семейные кризисы |
||
Пара 3: Семья как объект психотерапии: границы семейной системы, критерии их определения |
||
Пара 4: Особенности семейного функционирования с позиции системной семейной психотерапии: структура семьи, функции семьи, семейные механизмы. Динамика семейной системы: семейные кризисы |
||
16 января 2024 |
Диагностика в семейной психотерапии |
Пара 1: Принципы семейной коммуникации |
Пара 2: Основы диагностики в семейной системной психотерапии: нарушение семейной структуры, функций и основных семейных механизмов |
||
Пара 3: Семейные механизмы этиопатогенеза расстройства идентифицированного пациента и пациента с сексуальными расстройствами |
||
Пара 4: Мишени семейной психотерапии |
||
17 января 2024 |
Этапы и техники семейной психотерапии |
Пара 1: Принципы семейной коммуникации. Тренировка умения устанавливать контакт с семьей и заключать психотерапевтической контракт |
Пара 2: Формирование и совершенствование компетенции в семейной терапии: этапы семейной психотерапии, значимость диагностического этапа; принципы качественной семейной психотерапии Основные техники и методические приемы семейной психотерапии |
||
Пара 3: Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом |
||
Пара 4: Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом. Завершение модуля, итоговая аттестация |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».