
Проективные методы, благодаря своей методологической основе и характеру проведения, позволяют воссоздать экспериментальные условия и получить диагностический материал, который слабо регулируется сознанием исследуемого, и поэтому обладает «чистотой» и высокой значимостью в диагностике эмоционально-личностной сферы.
Проективные методы, благодаря своей методологической основе и характеру проведения, позволяют воссоздать экспериментальные условия и получить диагностический материал, который слабо регулируется сознанием исследуемого, и поэтому обладает «чистотой» и высокой значимостью в диагностике эмоционально-личностной сферы. При правильном подходе специалиста к обработке и интерпретации данных, сопоставлению этих данных с поведением исследуемого и другими результатами ЭПИ, обоснованность и достоверность составленного им клинико-психологического заключения значительно возрастают.
Вместе с тем у молодых специалистов могут возникнуть сложности на разных этапах работы с проективными методами: во время выбора необходимой методики, ее проведения, обработки полученных данных и сопоставления их с другими результатами клинико-психологического исследования. В процессе работы возрастает вероятность возникновения собственной проекции специалиста. Также могут быть недостаточно соблюдены условия проведения, не учтены дополнительные источники информации (поведение, другие методики исследования), условные противопоказания, а также использованы неподходящие критерии оценки, указаны хаотичные или противоречивые области эмоционального опыта в заключении. Все это может приводить к образованию большого количества артефактов и, как следствие, снижать достоверность полученных результатов. Поэтому для проведения исследования с использованием проективных методов необходима высокая квалификация специалиста.
В рамках курса будут кратко представлены теоретические и методологические основы проективных методов, и большее внимание уделено разбору отдельных проективных методик исследования эмоционально-личностной особенностей человека, таких как: активность, настроение и преобладающие эмоциональные состояния, потребности, отношения (к себе, своей деятельности, другим людям и пр.), типы эмоционального и личностного реагирования, стрессоустойчивость и социальная адаптация. Также будут освещены принципы формирования заключения по результатам исследования, проанализированы конкретные примеры.
Объем программы: 24 ак.ч.
Форма обучения: zoom конференция
Раздел | Тема | Преподаватель | Дата | Время |
---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проективные методы диагностики (экспрессивные, импрессивные, конструктивные) в клинико-психологическом исследовании эмоционально-личностной сферы. | Ключевые понятия и особенности проективных методов диагностики, их использования в экспериментально-психологическом исследовании. Историческая справка, классификация методов. | Запорожченко Д.С. | 04.12.2023 | 18:00-19:30 |
Рисуночный тест «Несуществующее животное», особенности проведения и анализ результатов. Выдача домашнего задания. | Запорожченко Д.С. | 05.12.2023 | Запись | |
Рисуночный тест Сильвер (РТС), особенности проведения и анализ результатов. Выдача домашнего задания. | Запорожченко Д.С. | 08.12.2023 | Запись | |
Восьмицветовой тест Люшера, особенности проведения и анализ результатов. Выдача домашнего задания. | Запорожченко Д.С. | 11.12.2023 | Запись | |
Семинар. Формирование заключения по результатам исследования. Общая структура. Разбор заключения. | Запорожченко Д.С. | 13.12.2023 | 18:00-19:30 | |
Семинар. Разбор домашних заданий. | Запорожченко Д.С. | 15.12.2023 | 18:00-19:30 | |
Раздел 2. Проективные методы диагностики (конститутивные, интерпретативные, аддитивные) в клинико-психологическом исследовании эмоционально-личностной сферы. | Тест руки Вагнера (Hand test), особенности проведения и анализ результатов. Выдача домашнего задания. | Запорожченко Д.С. | 18.12.2023 | Запись |
Фрустрационный тест С.Розенцвейга (PF-study), особенности проведения и анализ результатов. Выдача домашнего задания. | Запорожченко Д.С. | 20.12.2023 | Запись | |
Методика незаконченных предложений Сакса-Леви (SSCT), особенности проведения и анализ результатов. Выдача домашнего задания. | Запорожченко Д.С. | 22.12.2023 | Запись | |
Семинар. Формирование заключения по результатам исследования. Разбор заключения. | Запорожченко Д.С. | 25.12.2023 | 18:00-19:30 | |
Семинар. Разбор домашних заданий. Ответы на вопросы. Завершение курса. | Запорожченко Д.С. | 27.12.2023 | 18:00-19:30 |
2) Освоите 6 проективных методик диагностики, соответствующих 6-ти основным типам проективных методов, используемых в клинико-психологическом исследовании.
3) Научитесь сопоставлять и анализировать данные, полученные из разных проективных методик и наблюдения.
4) Научитесь формировать заключение по результатам проведенного исследования.