Приглашаем на программу профессиональной переподготовки по специальности "Психология"
Объем программы: 1556 ак.ч.
Продолжительность программы: 10 месяцев. При необходимости по Вашему желанию сроки аттестации могут быть продлены до 18 месяцев от начала обучения без дополнительной оплаты.
Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных технологий.
Структура программы переподготовки:
1. Основная часть: 21 дисциплина, 714 лекций, доступных для самостоятельного изучения.
2. Дополнительная (факультативная часть): 376 ак. часов «живых» встреч в рамках супервизии, интервизии, клинических разборов и факультативов. Доступ к материалам бессрочный.
Программа предназначена для: слушателей, имеющих высшее образование, среднее специальное образование а также студентов старших курсов ВУЗов (в этом случае диплом о переподготовке выдается по окончании основного обучения после предоставления диплома о базовом образовании).
ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВЫ:
1. Освоите новую профессию.
2. Сможете начать частную психологическую практику.
3. Сформируете план профессионального развития с учетом собственных интересов.
А также освоите:
1. перечень документов, регламентирующих образование и работу психолога;
2. понятийный аппарат профессии и современные знания различных психологических дисциплин;
3. принципы, этапы, методы и методики психологической диагностики;
4. принципы, этапы, методы и техники психологического консультирования;
5. инструменты открытия и развития частной психологической практики;
6. принципы научного исследования в психологии.
Вы можете бесплатно участвовать в бонусных мероприятиях и получать бонусные материалы ещё на протяжении года после завершения обучения.
По окончании обучения студенты получают диплом о профессиональной переподготовке установленного законодательством образца с внесением в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
Учебный план
Раздел | Количество часов | Количество лекционных часов | Темы лекций |
---|---|---|---|
1. Открывающая лекция | 2 | 2 | Обзор программы профессиональной переподготовки по специальности "Психология". Перспективы и возможности психолога в современном мире. |
2. История психологии | 92 | 2 | 1.Объект и предмет истории психологии, его специфика. |
2 | 2. Античная психология: теории и идеи. | ||
2 | 3. Понимание души в мифологии и философии. | ||
2 | 4. Схоластика как основа философско-психологической мысли в средневековой Европе. | ||
2 | 5. Развитие идей рационализма, эмпиризма и сенсуализма в Новое время в трудах Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка. | ||
2 | 6. Проблема активности в немецкой психологии в веках XVIII–XIX вв. в трудах Х. Вольфа, И. Канта, И.Ф. Гербарта, Г.В. Лейбница. | ||
2 | 7. Поиски объективного метода исследования психики в классическом ассоцианизме. | ||
2 | 8. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. | ||
2 | 9. Создание лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа развития психологии. | ||
2 | 10. Первые программы разработки психологии как самостоятельной науки. | ||
2 | 11. Экзистенциальный подход в психологии | ||
2 | 12. Развитие дифференциальной психологии и разработка тестов. | ||
2 | 13. Гуманистический подход в психологии | ||
2 | 14. Глубинная психология: классический психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм. | ||
2 | 15. Варианты решения проблемы научения в объективной психологии: бихевиоризм, теория оперантного подкрепления, социальный бихевиоризм, русский бихевиоризм. | ||
2 | 16. Истоки возникновения и программы развития гештальт-психологии. | ||
2 | 17. Влияние идей Дильтея на понимающую социологию, понимающую психологию, герменевтику и экзистенциализм. | ||
2 | 18. Влияние информационного подхода на развитие когнитивной психологии. | ||
2 | 19. Основные течения в русской психологии начала ХХ века: экспериментальная объективная психология, эмпирическая интроспективная психология, философско-духовная психология. | ||
2 | 20. Отечественная психология ХХ века | ||
3. Психология труда | 36 | 2 | 1. Психология труда как отрасль научного знания. |
2 | 2. Труд как социально-психологическая реальность. | ||
2 | 3. Круг теоретических знаний и система профессиональных умений психолога в организации. | ||
2 | 4. Мотивация трудовой деятельности. | ||
2 | 5. Проблема удовлетворенности трудом, проекты гуманизации труда, оценка «качества труда» в организационном проектировании. | ||
2 | 6. Профессиональная пригодность, структура субъектных факторов профпригодности. | ||
2 | 7. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров в организациях. | ||
2 | 8. Психология профессиональной работоспособности. | ||
2 | 9. Профессиональное самоопределение личности. | ||
4. Введение в профессию | 100 | 2 | 1. Понятие о профессии. Классификация профессий. |
2 | 2. Профессии типа «человек-человек». Профессия «психолог». | ||
2 | 3. Требования к квалификации психолога. | ||
2 | 4. Правовые и профессиональные нормы ответственности, определяющие квалификацию специалиста. | ||
2 | 5. Этические принципы профессионального сообщества. | ||
2 | 6. Виды и содержание деятельности профессионального психолога: теоретическое исследование, прикладные исследования, практическая психология. | ||
2 | 7. Типы психологических специальностей и виды специализаций. | ||
2 | 8. Подготовка психологов в России и за рубежом. | ||
2 | 9. Практика в системе подготовки психолога. | ||
2 | 10. Психологическое знание в современной культуре. | ||
2 | 11. Соотношение академической, житейской и практической психологии. | ||
2 | 12. Критерии анализа психологического знания: происхождение, обобщенность, язык описания, ответственность за результат. | ||
2 | 13. Место и роль практической психологии в современном обществе. | ||
2 | 14. Социальный заказ на работу практического психолога. | ||
2 | 15. Сферы деятельности психолога-практика: образование, медицина, управление, социальная работа и др. | ||
2 | 16. Участники профессионального взаимодействия: психолог, клиент, заказчик, пользователь. | ||
2 | 17. Проблема принятия, распределения и передачи ответственности за содержание психологической информации. | ||
2 | 18. Взаимодействие психолога с представителями смежных профессий: педагогом, юристом, медиком, социальным работником и др. | ||
2 | 19. Отличительные признаки психологической информации (субъективность, обратимость, открытость и др.), ее фиксация в тексте. | ||
2 | 20. Профессиональная компетентность психолога. | ||
2 | 21. Роль профессионального сообщества в становлении специалиста. | ||
2 | 22. Профессиональная позиция психолога: цели профессионального взаимодействия, индивидуальная и культурная эмпатия, уважение достоинства личности, конфиденциальность, ограничения деятельности и др. | ||
2 | 23. Позиция психолога в построении предмета взаимодействия. | ||
2 | 24. Позиция неквалифицированного специалиста: подмена задачи, проекция и др. | ||
2 | 25. Профессиональные трудности начинающих психологов. | ||
5. Общая психология | 138 | 2 | 1. Общая характеристика психологии как науки. Отрасли психологии. |
2 | 2. Становление психологии как науки. | ||
2 | 3. Предмет, задачи, методы и объяснительные принципы психологии. | ||
2 | 4. Психика, сознание, бессознательное. | ||
2 | 5. Происхождение и развитие психики в филогенезе. | ||
2 | 6. Гипотеза возникновения сознания. Строение и свойства сознания. | ||
2 | 7. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. | ||
2 | 8. Психологическая теория деятельности. | ||
2 | 9. Познавательные психические процессы. Ощущение. | ||
2 | 10. Восприятие. | ||
2 | 11. Внимание. | ||
2 | 12. Память. | ||
2 | 13. Воображение. | ||
2 | 14. Мышление. | ||
2 | 15. Речь. | ||
2 | 16. Эмоциональные процессы. | ||
2 | 17. Волевые процессы. | ||
2 | 18. Индивид. Индивидуальность. Личность. | ||
2 | 19. Самосознание, и Я-концепция личности. Жизненный путь личности. | ||
2 | 20. Темперамент. | ||
2 | 21. Характер. | ||
2 | 22. Способности. | ||
2 | 23. Интеллект. | ||
6. Социальная психология | 48 | 2 | 1. Социально-психологические явления как предмет социальной психологии. |
2 | 2. Методология и методы исследования социально-психологических явлений. | ||
2 | 3. Общение в системе отношений человека. Виды и феномены взаимодействия. | ||
2 | 4. Психология воздействия. | ||
2 | 5. Психология межгрупповых отношений. | ||
2 | 6. Проблема личности в социальной психологии. | ||
2 | 7. Социализация и социальное поведение. | ||
2 | 8. Социальное познание: элементы картины социального мира. Социальные качества личности. | ||
7. Психология развития и возрастная психология | 72 | 2 | 1. Понятие развития. Объект, предмет, теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии. |
2 | 2. Основные линии психического развития человека. | ||
2 | 3. Межпредметные связи психологии развития и возрастной психологии. | ||
2 | 4. Понятие возраста. Параметры, характеризующие возраст. | ||
2 | 5. Задачи развития человека на разных возрастных этапах. | ||
2 | 6. Закономерности психического развития в онтогенезе. | ||
2 | 7. Кризисные и сензитивные периоды развития. | ||
2 | 8. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. | ||
2 | 9. Особенности психического развития младенца, преддошкольника, дошкольника, младшего школьника. | ||
2 | 10. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. | ||
2 | 11. Особенности психического развития человека в зрелом возрасте. | ||
2 | 12. Особенности психического развития человека в период старения и старости. | ||
8. Психологическое консультирование | 88 | 2 | 1. Общее представление о понятии и функциях психологического консультирования |
2 | 2. Структура, цели и принципы консультирования | ||
2 | 3. Ролевые позиции и функции консультанта. Личность консультанта. | ||
2 | 4. Этапы профессиональной подготовки консультантов | ||
2 | 5. Причины и формы проявления профессиональных деформаций в психологическом консультировании | ||
2 | 6. Этические вопросы психологического консультирования. Проблема конфиденциальности в психологическом консультировании | ||
2 | 7. Требования к организации материально-технических условий для проведения психологического консультирования очно и онлайн | ||
2 | 8. Особенности установления консультативного контакта | ||
2 | 9. Стадии консультативного процесса. Модель первой встречи в психологическом консультировании | ||
2 | 10. Выявление запроса и заказа в психологическом консультировании | ||
2 | 11. Основные стратегии психологического консультирования | ||
2 | 12. Основные направление психотерапии | ||
2 | 13. Динамическое направление психотерапии | ||
2 | 14. Основные технические приемы динамического направления психотерапии | ||
2 | 15. Когнитивно-поведенческое направление психотерапии | ||
2 | 16. Основные технические приемы когнитивно-поведенческого направления психотерапии | ||
2 | 17. Экзистенциально-гуманистическое направление психотерапии | ||
2 | 18. Основные технические приемы экзистенциально-гуманистического направления психотерапии | ||
2 | 19. Технические приемы аутогенной тренировки и психологической коррекции | ||
2 | 20. Основные технические приемы неосновных методов психотерапии | ||
2 | 21. Противопоказания к психологическому консультированию. Границы психологического консультирования. | ||
2 | 22. Основные типы проблем в психологическом консультировании | ||
9. Профессиональная коммуникация при оказании психологической помощи | 66 | 2 | 1. Профессиональная коммуникация в психологическом консультировании. Отличие общих коммуникативных навыков от профессиональной коммуникации. |
2 | 2. Общие коммуникативные навыки, необходимые для проведения психологического консультирования | ||
2 | 3. Основные стили коммуникации в психологии и психотерапии. Критерии реализации основных стилей коммуникации. | ||
2 | 4. Неспецифические факторы в психотерапии. Использование неспецифических факторов психотерапии в психологическом консультировании. | ||
2 | 5. Поддержка в психологическом консультировании. Виды поддержки. Технические приемы оказания психологической поддержки. | ||
2 | 6. Структура диалога в профессиональном консультировании. Основные технические приемы управления беседой. | ||
2 | 7. Специфика информирования, психообразования и обратной связи в психологическом консультировании | ||
2 | 8. Перенос и контрперенос как факторы коммуникации в психологическом консультировании. | ||
2 | 9. Триада К. Роджерса как базовая модель коммуникации консультанта | ||
2 | 10. Заключение контракта в психологическом консультировании. | ||
2 | 11. Основные ошибки коммуникации в психологическом консультировании. «Обрыв случая». | ||
10. Основы когнитивно-поведенческой психотерапии | 32 | 2 | 1. Теоретические и методологические основы КПТ, современное состояние КПТ. |
2 | 2. Ключевые понятия, термины и алгоритмы КПТ. | ||
2 | 3. Диагностика, концептуализация, план терапии и ее структура (дайджест). | ||
2 | 4. Клиническая практика «Концептуализация КПТ на модели реального пациента». | ||
2 | 5. Основные положения и принципы когнитивной терапии. Структура мышления и когнитивные конструкты. | ||
2 | 6. Когнитивная концептуализация и реструктуризация. Примеры техник и структура технологии. | ||
2 | 7. Поведенческая терапия: история и теоретические основания, основные подходы. | ||
2 | 8. Примеры техник, направленных на изменение поведения (десенсибилизация, практика наводнения, экспозиция, поведенческие эксперименты). Ответы на вопросы. | ||
11. Психология личности | 112 | 2 | 1. Этимология понятия «личность», культурно-исторические условия становления понятия. |
2 | 2. Структура личности. | ||
2 | 3. Представление о структуре личности в теории З. Фрейда. | ||
2 | 4. Представления об отношениях в концепциях В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна. | ||
2 | 5. Параметры структуры личности в концепции А.Н. Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельности (мотивов). | ||
2 | 6. Факторный подход к структуре личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд). | ||
2 | 7. Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности. | ||
2 | 8. Мотивационная сфера личности. | ||
2 | 9. Побуждения, влечения, потребности, мотивы и мотивировки, смысл, значимость, ценностные ориентации, направленность. | ||
2 | 10. Социальные условия развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович). | ||
2 | 11. Стадии процесса социализации, институты социализации. Жизненный путь личности. | ||
2 | 12. Взгляды С.Л. Рубинштейна на психологический склад личности. | ||
2 | 13. Проблема воли, сознательной регуляции действий, устойчивой иерархической организации побуждений. | ||
2 | 14. Характеристики человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. | ||
2 | 15. Гетерохронность и разнотемповость основных параметров социального развития личности: гражданского состояния, экономического положения, семейного статуса, социальных функций. | ||
2 | 16. Личность и деятельность. | ||
2 | 17. Личность и сознание. | ||
2 | 18. Факторная теория личности Г. Оллпорта. | ||
2 | 19. Характеристики зрелой личности: цельная жизненная философия, понимание смысла своих деяний, серьезность в сочетании с юмором, самообъективация (реалистическое понимание себя). | ||
2 | 20. Теория личности по З. Фрейду. | ||
2 | 21. Индивидуальная психология А. Адлера. Основные понятия теории Адлера. | ||
2 | 22. Типы личности, обусловленные особенностями жизненного стиля. | ||
2 | 23. Аналитическая психология К.Г. Юнга. | ||
2 | 24. Основные психические процессы. | ||
2 | 25. Теория невротической личности К. Хорни. Различия между позициями З. Фрейда и К. Хорни. | ||
2 | 26. Теория самоактуализации А. Маслоу. Представления А. Маслоу о гуманистической природе человека. | ||
2 | 27. Основные категории гуманистической этики Э. Фромма: совесть, счастье, вера, любовь. | ||
2 | 28. Теория личности К. Роджерса. Основные представления К. Роджерса о природе человека. | ||
12. Психодиагностика | 60 | 2 | 1. История во |