Совсем скоро состоится долгожданная программа – «Основы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации». Это уникальная авторская программа Александра Павловича Бизюка, который является и куратором и преподавателем на этом курсе.
Дорогие коллеги!
Совсем скоро – состоится долгожданная программа «Основы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации». Это уникальная авторская программа Александра Павловича Бизюка, который является и куратором и преподавателем на этом курсе.
Куратор и основной преподаватель: Александр Павлович Бизюк –кандидат психологических наук, нейропсихолог, имеет 85 публикации, из них 4 научных работы, используемых в педагогической практике, в том числе:
- Основы нейропсихологии: учебное пособие. СПб, Речь. 2005.
- Компендиум методов нейропсихологического исследования. (Методическое пособие). СПб, Речь. 2005.
- Основы патопсихологии: краткий курс. СПб.: Питер, 2010.
- Клиническая психология (в соавт.). Под ред. Б.Д. Карвасарского.
Сфера научных интересов: Эстетические представления детей с различными формами дизонтогенеза.
Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. В целом, она как наука вносит вклад в понимание системного строения высших психических функций человека в норме и в патологии, при отклонениях в развитии, а также в приобретенных патологиях. Нейропсихология является разделом клинической психологии, и в настоящее время получила широкое распространение и применение в различных областях.
Актуальность курса «Основы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации» обусловлена возрастающими потребностями в работе практического психолога, ориентированного на оказание помощи как детям с аномалиями в развитии, так и лицам более старшего возраста, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, но имеющим проблемы адаптации к обучению и социализации в целом.
На данный момент в России в стационарах, а также, в условиях амбулаторного лечения и наблюдения имеется огромное количество пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму, которые в результате заболевания утратили те или иные важные функции – речь, способность к произвольным движениям, чтению, письму. Результатом часто выступает инвалидизация, исключение из социальной жизни… Современная же эффективная помощь пациентам, страдающим подобного рода заболеваниями, обязательно включает в себя комплекс нейропсихологической реабилитации, после которой существенно изменяется качество жизни пациента.
Актуальность нейропсихологической диагностики и коррекции обусловлена огромным количеством пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму, которые в результате заболевания утратили те или иные важные функции – речь, способность к произвольным движениям, чтению, письму. Результатом часто выступает инвалидизация, исключение из социальной жизни… А ведь многое можно восстановить – проблема лишь в том, что специалистов, способных проводить такого рода вмешательство крайне мало. И если Вы готовы заниматься этим сложным и благородным делом – наш курс для Вас!
В результате знакомства с данным курсом слушатели познакомятся со структурной и функциональной организацией головного мозга, получат представление об основных принципах его работы как органа психики, научатся определять основные нейропсихологические симптомы и синдромы локальных повреждений мозга, овладеют современными методами и методиками оценки состояния мозговых систем как возможных"мишеней" восстанавливающей терапии.
В рамках курса основное внимание уделяется факторному подходу к мозговой организации высших психических функций, принципу их системной динамической организации, онтогенетической гетерохронности развития психических функций, расстройствам гнозиса, праксиса, речи, мнестических функций и эмоциональных процессов, обусловленных мозговыми поражениями или функциональным недоразвитием отдельных мозговых систем. Указанные феномены рассматриваются в контексте полушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
В программе:
- Основные понятия современной нейропсихологии, история, предмет, задачи и методы нейропсихологии;
- Анализаторные системы и деятельность в норме и патологии;
- Речь, внимание, память, мышление и эмоции в норме и патологии;
- Методы нейропсихологической диагностики;
- Методы нейропсихологической коррекции и восстановительной медицины;
- Клиническая практика.
Завершив программу Вы освоите:
- приемы коррекционно-развивающего воздействия на поврежденные и отстающие в развитии зоны мозга как функциональные органы, реализующие психическую деятельность;
- технологии нейропсихологической диагностики и топической интерпретации получаемых результатов.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Расписание занятий
Дата |
Время |
Тема |
1 модуль. Основы нейропсихологии |
||
16 января 2022 |
9:00 - 10:00 |
Регистрация слушателей |
10:00 - 11:30 |
Роль и место нейропсихологии в практике клинического (медицинского) психолога: практические перспективы специальности; |
|
11:45 - 13:15 |
История, предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные принципы строения и деятельности головного мозга. Понятие нейропсихологического фактора»; |
|
14:15 - 15:45 |
Гетерохронность морфогенеза мозга. Три морфо-функциональных блока мозга (по А.Р. Лурия); |
|
16:00 - 17:30 |
Нейропсихологический синдром. Соотношение нейропсихологических синдромов и факторов. |
|
17 января 2022 |
9:00-10:30 |
Анализаторные системы – зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, их анатомия, сенсорные и гностические расстройства. Основные формы агнозий; |
10:45-12:15 |
Понятие произвольности. Мозговые уровни управления движениями по Н.А. Бернштейну. Роль пирамидной и экстрапирамидной систем в управлении двигательными актами. Основные формы апраксий; |
|
13:15-14:45 |
Основные формы агнозий (практикум); |
|
15:00-16:30 |
Основные формы апраксий (практикум). |
|
18 января 2022 |
9:00-10:30 |
Речь как высшая психическая функция. Мозговая организация речи. Афазии, алалии, дислалии, дизартрии; |
10:45-12:15 |
Расстройства памяти, внимания, мышления при локальных поражениях мозга; |
|
13:15-14:45 |
Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга; |
|
15:00-16:30 |
Подведение итогов модуля. |
|
2 модуль. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в клинической практике |
||
19 января2022 |
9:00-10:30 |
Введение в нейропсихологическую диагностику и коррекцию; |
10:45-12:15 |
Методики нейропсихологической диагностики; |
|
13:15-14:45 |
Методики нейропсихологической диагностики; |
|
15:00-16:30 |
Структура заключения по результатам нейропсихологической диагностики; |
|
20 января 2022 |
9:00-10:30 |
Основные подходы к восстановлению ВПФ методами нейропсихологии; |
10:45-12:15 |
Техники нейропсихологической коррекции и восстановительного обучения; |
|
13:15-14:45 |
Техники нейропсихологической коррекции и восстановительного обучения; |
|
15:00-16:30 |
Основные принципы составления программ нейропсихологической коррекции и восстановительного обучения. |
|
21 января 2022 |
9:00-10:30 |
Клиническая практика; |
10:45-12:15 |
Клиническая практика; |
|
13:15-14:45 |
Клиническая практика; |
|
15:00-16:30 |
Завершение модуля и цикла. Подведение итогов. |
*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.