Приглашаем вас в г. Санкт-Петербург, принять участие в образовательной программе «Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция»! Цикл включен в программу профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая психология», и также является самостоятельным циклом повышения квалификации.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем вас в г. Санкт-Петербург, принять участие в образовательной программе «Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция»!
Цикл включен в программу профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая психология», и также является самостоятельным циклом повышения квалификации.
В программе могут принять участие: клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.
В программе
Модуль 1. Современная клиническая психология. Становление профессиональной идентичности (практикум на модели группы профессиональной идентичности). Работа в данном формате позволит специалистам получить представление в возможностях современного клинического психолога, соотнести собственные профессиональные цели, ценности, убеждения и взгляды на профессию с требованиями профессионального стандарта. Для начинающих специалистов это инициация в профессии и практикум начала профессиональной деятельности. Для специалистов со стажем — возможность профессионального обновления и поиска новых маршрутов профессионального развития.
Модуль 2. Медицинская модель психотерапии и клинико-психологическая интервенция в практике клинического психолога. В программе данного модуля: основы медицинской модели психотерапии, основы клинико-психологической интервенции, теоретико-методологические вопросы психотерапии, модели психотерапии, структура психотерапевтического знания, психотерапевтическое воздействие, психотерапевтический процесс, факторы психотерапии, личность в психотерапии (с позиции Ленинградской школы психотерапии), психологическое консультирование.
Модуль 3. Методы психологической диагностики. Организация и проведение психологического исследования как самостоятельной услуги. На данном модуле будут изучены следующие вопросы: методы исследования личности (клинико-психологический, клинико-биографический и экспериментально-психологический); структура личности в норме и патологии, планирование и организация психологического исследования, структура психологического исследования, структура клинического заключения, границы компетентности в проведении психологического исследования.
Модуль 4. Личностно-ориентированный тренинг на модели динамической психотерапевтической группы. Цель данного модуля — помочь специалистам выявить и преодолеть собственные личностные затруднения, обнаружить «слепые пятна», т.е. ранее неосознаваемые личностные особенности, совладать со сложностями в выражении эмоций, подготовить свою личность к психотерапевтической деятельности.
Расписание занятий
Дата |
Время |
Тема |
Модуль 1. Современная клиническая психология. Становление профессиональной идентичности (практикум на модели группы профессиональной идентичности) |
||
12 сентября 2022 г. |
9:00 - 10:00 |
Знакомство, настройки зум |
10:00-11:30 |
Базовые компетенции клинического психолога |
|
11:45-13:15 |
Модель группы профессиональной идентичности |
|
14:15-15:45 |
История, объект, предмет, задачи, междисциплинарные связи клинической и медицинской психологии (часть 1) |
|
16:00-17:30 |
Модель группы профессиональной идентичности |
|
13 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
Введение в биопсихосоциальную парадигму (современные представления о методологии анализа нозологий, их структуре и влияющих факторов) |
10:45-12:15 |
Модель группы профессиональной идентичности |
|
13:15-14:45 |
Клинико-терапевтический анализ психотерапевтического случая (КАПС) (невротическое расстройство) |
|
15:00-16:30 |
Клинико-терапевтический анализ психотерапевтического случая (КАПС) (невротическое расстройство) |
|
14 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
Основные теории личности. Критерии клинических и не клинических теорий личности; Особенности применения клинических теорий личности в реальной практике; |
10:45-12:15 |
Модель группы профессиональной идентичности |
|
13:15-14:45 |
Модель группы профессиональной идентичности |
|
15:00-16:30 |
Модель группы профессиональной идентичности |
|
Модуль 2. Медицинская модель психотерапии и клинико-психологическая интервенция в практике клинического психолога. |
||
15 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
Основы клинической патопсихологии. Практические задачи патопсихологии. |
10:45-12:15 |
Методы исследования внимания |
|
13:15-14:45 |
Методы исследования памяти |
|
15:00-16:30 |
Методы исследования мышления |
|
16 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
Структура личности в норме и патологии |
10:45-12:15 |
Методы исследования личности: клинико-психологический, клинико-биографический и экспериментально-психологический |
|
13:15-14:45 |
Экспериментально-психологический метод исследования: принципы отбора клинических методик, интерпретации и сопоставление с данными клинико-психологического метода. |
|
15:00-16:30 |
MMPI – основные принципы анализа. |
|
17 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
До-экспериментальный этап психологического исследования. Постановка цели и выбор методов исследования (индивид, диада, группа и организация как сложная система). |
10:45-12:15 |
Экспериментальный этап психологического исследования. Правила проведения и основы интерпретации (индивид, диада, группа, организация). |
|
13:15-14:45 |
Пост-экспериментальный этап психологического исследования. Написание психологического заключения. Закрепление контакта. |
|
15:00-16:30 |
Профессиональные и личностные компетенции в проведении психологического исследования |
|
Модуль 3. Методы психологической диагностики. Организация и проведение психологического исследования как самостоятельной услуги |
||
19 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
История, объект, предмет, задачи, междисциплинарные связи клинической и медицинской психологии |
10:45-12:15 |
Основы клинико-психологической интервенции. |
|
13:15-14:45 |
Основные направления психотерапии (принципиальные характеристики направлений, самоидентификация в методе). |
|
15:00-16:30 |
Основные формы психотерапии (дайджест). |
|
20 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
Ответы ректора |
10:45-12:15 |
Личность в психотерапии (с позиции Ленинградской школы психотерапии) на примере пациента с невротическим расстройством. |
|
13:15-14:45 |
Теоретико-методологические вопросы психотерапии (Современные представления о психическом. Психотерапия как формирующаяся научная и практическая медицинская специальность. Модели психотерапии. Структура психотерапевтического знания. Психотерапия в общественном сознании. Принципы доказательных научных исследований в психотерапии); |
|
15:00-16:30 |
Определение понятия «Психотерапии», основные понятия современной психотерапии. Психотерапевтическое воздействие. Психотерапевтический процесс. Факторы психотерапии. |
|
21 сентября 2022 г. |
9:00-10:30 |
Психологическое консультирование |
10:45-12:15 |
Психологическое консультирование |
|
13:15-14:45 |
Практикум проведения психологического консультирования |
|
15:00-16:30 |
Закрытие модуля 1-3 |
|
Модуль 4. Личностно-ориентированный тренинг на модели динамической психотерапевтической группы |
||
22 - 24 сентября 2022 г. |
9:00-16:30 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической группы |
*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
А теперь подробнее о программе…
Клиническая психология — это не только область знаний, включающая собственный предмет исследований и прикладные технологии, это еще и система помощи: возможности благотворного участия клинического психолога в разных аспектах жизни людей, имеющих те или иные заболевания или расстройства, составляют целый мир! А еще это путь, идти по которому не всегда легко, но всегда интересно. И это идентичность, когда на вопрос «кто ты?» в душе рождается ясный ответ «я — клинический психолог», а за этим ответом стоят определенные ценности и убеждения, интересы, взгляд на мир, на пациентов, на психологическую помощь.
Модуль-практикум «Современная клиническая психология. Становление профессиональной идентичности» посвящен не помещению в головы специалистов новых знаний, хотя знания, конечно, тоже будут… Он не посвящен введению в практику новых приемов, хотя и практики на модуле будет достаточно... Главная цель этого модуля — формирование нового профессионального взгляда, основанного на понимании своих возможностей и ограничений, современном представлении о здоровье и болезни, личности и роли (поверьте, крайне важной!) клинического психолога в лечении и реабилитации пациентов любой клинической группы.
Говоря о современной психотерапии и клинико-психологической интервенции, большинство специалистов привыкли размышлять категориями методов — часто какого-то одного, избранного (гештальт, НЛП и пр.), которым специалист владеет. Через призму этого метода рассматриваются пациент и его терапия, требования к себе как к специалисту, количество и продолжительность встреч и т.д… Между тем, существуют хорошо разработанная теория клинико-психологической интервенции и общая психотерапия, включающие в себя важнейшие знания, позволяющие свободно ориентироваться в многообразии представленных на образовательном рынке методов и методик и, что не менее важно, качественно работать в медицинской модели психотерапии, реализуя ее в клинической практике. В программе данного модуля:
1) модели психотерапии;
2) виды клинико-психологической интервенции (консультирование, психокоррекция, сопровождение, помощь, поддержка, психотерапия);
3) теория психотерапевтического воздействия и процесс психотерапии;
4) научные основания психотерапии и логика ее развития;
5) неспецифические факторы психотерапии;
6) систематика психотерапевтических методов — основные методы и вспомогательные;
7) критерии научности метода;
8) направления психотерапии;
9) формы психотерапии и связанные с ними характеристики психотерапевтического процесса;
10) прикладная психотерапевтическая лингвистика;
11) виды психотерапии;
12) уровневая организация психического и концепции личности.
Клинико-психологическая диагностика — одна из трех важнейших для клинического психолога компетенций (наряду с интервенцией и организацией клинико-психологической помощи), которая отличает данного специалиста от любого другого психолога. Именно клинико-психологическая диагностика позволяет психологу помогать врачу-психиатру установить диагноз, объяснить причины возникших нарушений, понять факторы, лежащие в основе резистентности пациента к психотерапии, определить психологические мишени, воздействие на которые приведет к улучшению психологической адаптации пациента и выздоровлению!
Психотерапевтическая динамическая группа — это сложный процесс, в котором межличностная коммуникация участников выступает важным фактором преодоления индивидуальных сложностей каждого из них, а вся группа служит средой для формирования качественных личностных изменений.
Несмотря на наличие специальных знаний и компетенций, психотерапевт и психолог даже более, чем среднестатистический человек, подвержены риску личностной деформации. Специфика профессии требует регулярного личностного включения в нюансы и обстоятельства жизни пациента, а также формирования с ним таких отношений, которые в «нормальной» жизни почти не встречаются. Мы «лечим душой»! И как хирургу необходим острый скальпель, так и наша личность должна быть «заточена», чтобы не оставлять на пациенте рваные раны своим неточным ответом. А для этого с ней необходимо периодически работать.
Для каждого участника динамическая группа — это модель его реальной жизни (в некоторых отзывах ее так и называют — «спрессованная», «концентрированная» жизнь), воссозданная в безопасных условиях и воспроизводящая все особенности и проблемы. Это позволяет ясно увидеть причины возникновения сложностей, а значит, и предпринять шаги по изменению своей жизни к лучшему!
Данный цикл мы сделали базовым для клинического психолога, собрав его из самых значимых компонентов. Для начинающих специалистов он выступит обязательным элементом профессионализации, а для опытных — еще одним способом оценки собственных достижений и коррекции планов профессионального совершенствования. И поверьте нашему опыту, часто именно этот цикл становится катализатором нового профессионального прорыва!
Завершив программу, вы сможете:
- определять границы специальности, ориентироваться в предмете, задачах, научных методах и понятиях медицинской (клинической) психологии;
- понимать современные нормы функционирования психических процессов и личности пациента;
- организовывать и проводить комплексную клинико-психологическую диагностику, интегрирующую патопсихологическое исследование, исследование эмоционально-личностной сферы и нейропсихологическое исследование на доэкспериментальном, экспериментальном и постэкспериментальном этапе;
- осуществлять исследование индивида и личности, семьи, группы, терапевтической диады («врач/пациент»), полипрофессиональной бригады и организации;
- точно формулировать цель и задачи исследования, исходя из запроса заказчика (лечащего врача или самого пациента), а также уметь переводить направление врача в плоскость клинико-психологических задач;
- подбирать необходимые методики и порядок их проведения;
- рассчитывать и обосновывать трудозатраты в часах и необходимые организационные условия;
- планировать и проводить исследования, фиксируя не только результат выполнения тестовых методик, но и данные клинико-психологического метода — наблюдения за пациентом и особенности контакта с ним;
- составлять психологическое заключение, соблюдая все необходимые правила описания результатов методик и учитывая особенности донесения материала до заказчика;
- осуществлять клинико-психологическую интервенцию в медицинской модели оказания психологической помощи;
- осознанно выбирать направление психотерапии и заимствовать необходимые технические приемы, исходя из задач вмешательства;
- применять различные виды клинико-психологической интервенции (консультирование, психокоррекция, психологическое сопровождение, психотерапия), исходя из поставленных задач;
- и конечно, правильно «настроить» главный инструмент клинического психолога — вашу собственную личность, приняв участие в личностно-ориентированном тренинге динамической психотерапевтической группы!
И это еще не все! В роли участника динамической группы у вас есть возможность:
- понять причины собственных сложностей во взаимоотношениях (на работе или в семье) и начать их решать;
- выйти из замкнутого круга жизненных сложностей, понять, откуда они проистекают, и предпринять шаги для их преодоления;
- разрешить сложности в личной жизни, научиться строить гармоничные отношения с мужчинами или с женщинами;
- повысить качество отношений с окружающими людьми;
- понять причины собственной «неуспешности» в жизни…или в отдельных ее областях;
- узнать, как вас воспринимают другие люди, и понять, почему;
- соприкоснуться с возможностью разрешения психосоматических проблем (ответить на вопрос «почему, когда я хочу что-то поменять в моей жизни, я чувствую недомогание или у меня ухудшается самочувствие?»);
- понять причины тревогой, охватывающей вас в психологически сложных жизненных ситуациях, и справиться с ней;
- научиться лучше понимать себя, свои подлинные желания и потребности, найти силы реализовать их в собственной жизни;
- научиться ставить желаемые жизненные цели и добиваться позитивного результата;
- повысить качество своей жизни!
До определенных пределов любой специалист может не решать свои личностные сложности, но знать о них обязан!