Приглашаем врачей и психологов принять участие в цикле повышения квалификации «Личностные расстройства как объект психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия»!
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей и психологов принять участие в цикле повышения квалификации «Личностные расстройства как объект психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия»!
В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.
В программе
Модуль 1. Современные представления о личностных расстройствах. В ходе этого модуля вы познакомитесь с ролью и местом представлений о личностных расстройствах с позиций основных современных теорий в структуре компетенций врача-психотерапевта и клинического (медицинского) психолога, значением и особенностями клинико-психологического, клинико-биографического и экспериментально-психологического методов в диагностике расстройств личности, научитесь обобщать их результаты, что особенно важно в условиях реальной клинической практики, освоите особенности профессиональной коммуникации с пациентами данной клинической группы, отработаете навыки и укрепите знания в ходе коммуникативного тренинга и разбора клинических случаев.
Модуль 2. Клиническая психотерапия психопатизированного пациента. На данном модуле вы получите представление о функциональном диагнозе, научитесь устанавливать функциональный диагноз для пациента с личностным расстройством, включая все три его плоскости — клиническую, психологическую и социальную; научитесь формировать психотерапевтическую гипотезу на основе этиопатогенетических факторов и выбирать мишени психотерапии для психопатизированного пациента, а также составлять индивидуальную программу психотерапии для пациента с личностным расстройством и коморбидного пациента с личностным расстройством в качестве одного из диагнозов.
Модуль 3. Когнитивно-поведенческая психотерапия личностных расстройств. Данный модуль позволит вам освоить все этапы помощи психопатизированному пациенту методами когнитивно-поведенческой психотерапии: вы узнаете об особенностях коммуникации, о способах преодоления алекситимии, модификации неадаптивных способов обращения с эмоциями и повышения уровня саморефлексии у пациента с личностным расстройством методами КПТ на подготовительном этапе лечения; об особенностях формирования психотерапевтического контракта, применения ABCDE-техники, техник когнитивного прояснения и когнитивного реструктурирования в работе с пациентом с личностным расстройством; научитесь выбирать мишени психотерапевтического воздействия (фиксированные формы поведения, особенности обработки обратной связи в отношениях, организация образа жизни с учётом диагноза) на различных этапах лечения для формирования ответственности за контроль заболевания и за собственную социальную успешность.
Модуль 4. Клинический тренинг социального опыта (ТСО). ТСО представляет собой современную психотерапевтическую методику, которая реализуется в условиях психотерапевтической среды. Фактически он позволяет осуществить психотерапевтическую трансформацию социальной среды в лечебных (коррекционных) целях, целенаправленно используя всю совокупность отношений и взаимодействий участников тренинга. ТСО направлен на получение, осознание и переживание опыта социального взаимодействия, а также коррекцию индивидуально-психологических механизмов социального функционирования личности. В ходе данного модуля вы сможете как поучаствовать в тренинге, так и научиться организовывать подобный тренинг в своём учреждении, и получите «в руки» психотерапевтический инструмент, позволяющий осуществлять воздействие на социальные факторы болезни!
Расписание занятий
Дата |
Время |
Тема |
Модуль 1. Современные представления о личностных расстройствах. |
||
29 августа 2022 |
9:00-10:00 |
Знакомство |
10:00-11:30 |
Введение на цикл и на модуль. Роль и место представлений о личностных расстройствах в структуре компетенций врача-психотерапевта и клинического (медицинского) психолога. |
|
11:45-13:15 |
Формирование индивидуальных образовательных целей. Разбор клинических случаев на модели кейсов участников |
|
14:15-15:45 |
Основные подходы к пониманию и классификации личностных расстройств |
|
16:00-17:30 |
Личностные расстройства с позиции Ленинградской школы психиатрии |
|
30 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Клинико-психологическая диагностика пациента с личностным расстройством. Клинико-психологический и клинико-биографический метод в диагностике расстройств личности |
10:45-12:15 |
Особенности экспериментально-психологического метода в диагностике расстройств личности |
|
13:15-14:45 |
Особенности профессиональной коммуникации с пациентом с личностным расстройством |
|
15:00-16:30 |
Тренинг профессиональной коммуникации с пациентом с личностным расстройством |
|
31 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) (расстройство личности) |
10:45-12:15 |
Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) (расстройство личности) |
|
13:15-14:45 |
Особенности диагностики личностного расстройства: обобщение результатов диагностического этапа |
|
15:00-16:30 |
Практикум – разбор сложных случаев на примере кейсов обучающихся. Подведение итогов модуля. |
|
Модуль 2. Клиническая психотерапия психопатизированного пациента. |
||
1 сентября 2022 |
9:00-10:30 |
Роль и место представлений о клинической психотерапии личностных расстройствах в структуре компетенций врача-психотерапевта и клинического (медицинского) психолога. Основные представления о функциональном диагнозе в психотерапии личностных расстройств |
10:45-12:15 |
Клиническая плоскость функционального диагноза применительно к пациенту с личностным расстройством |
|
13:15-14:45 |
Психологическая плоскость функционального диагноза применительно к пациенту с личностным расстройством |
|
15:00-16:30 |
Социальная плоскость функционального диагноза применительно к пациенту с личностным расстройством |
|
2 сентября 2022 |
9:00-10:30 |
Содержание основных групп мишеней психотерапии в работе с пациентом с личностным расстройством |
10:45-12:15 |
Практикум описания основных мишеней психотерапии в работе с пациентом с личностным расстройством на модели кейсов обучающихся |
|
13:15-14:45 |
Основные этапы программы психотерапии пациента с личностным расстройством и их содержание. |
|
15:00-16:30 |
Практикум формирования программы психотерапии в работе с пациентом с личностным расстройством на модели кейсов обучающихся |
|
3 сентября 2022 |
9:00-10:30 |
Программа психотерапии коморбидного пациента личностным расстройством в качестве одного из диагнозов. |
10:45-12:15 |
Обсуждение клинических примеров. |
|
13:15-14:45 |
Основные этиопатогенетические факторы формирования личностного расстройства. Этиопатогенетические факторы формирования различных типов расстройств личности |
|
15:00-16:30 |
Практикум формирования психотерапевтической гипотезы личностных расстройств на модели кейсов обучающихся. Завершение модуля. |
|
Модуль 3. Когнитивно-поведенческая психотерапия личностных расстройств. |
||
5 сентября 2022 |
9:00-10:30 |
Личностные и профессиональные компетенции в КПТ личностных расстройств |
10:45-12:15 |
Особенности коммуникации с пациентом с личностным расстройством на этапе подготовки к психотерапии методами КПТ. Договор на участие |
|
13:15-14:45 |
Особенности преодоления алекситимии и неадаптивных способов обращения с эмоциями у пациента с личностным расстройством методами КПТ |
|
15:00-16:30 |
Особенности повышения уровня саморефлексии у пациента с личностным расстройством методами КПТ |
|
6 сентября 2022 |
9:00-10:30 |
Особенности психотерапевтического контракта в КПТ |
10:45-12:15 |
Особенности применения ABCDE в психотерапии с пациентами с личностным расстройством |
|
13:15-14:45 |
Техники когнитивного прояснения в работе с пациентами с личностным расстройством |
|
15:00-16:30 |
Техники когнитивного реструктурирования в работе с пациентами с личностным расстройством |
|
7 сентября 2022 |
9:00-10:30 |
Основные мишени психотерапевтического воздействия в помощи пациенту с личностным расстройством методами КПТ: фиксированные формы поведения, особенности обработки обратной связи в отношениях, организация образа жизни с учетом диагноза |
10:45-12:15 |
Этап формирования ответственности за контроль заболевания: основные техники КПТ |
|
13:15-14:45 |
Этап формирования ответственности за социальную успешность: основные техники КПТ |
|
15:00-16:30 |
Завершение КПТ терапии личностных расстройств. Подведение итогов модуля |
|
Модуль 4. Клинический тренинг социального опыта (ТСО) |
||
8 - 10 сентября 2022 |
9:00-10:30 |
Закрытие модуля 1-3 |
10:45-12:15 |
Клинический тренинг социального опыта |
*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
О программе
Психотерапевтическое лечение пациентов с различными расстройствами личности обсуждалось с самого момента возникновения психотерапии. Характерологические проблемы пациентов с нарушениями личности имеют долгосрочную природу, среди них распространено уклонение от психотерапии, зачастую они приходят на лечение под давлением семьи или требований закона и сами не желают или не способны меняться. Это одни из наиболее трудных пациентов в клинической психотерапевтической практике. Они требуют большей работы в пределах сессии, более продолжительного времени для психотерапии, большего напряжения сил, энергии и терпения психотерапевта, чем большинство других пациентов, ввиду чего эффект психотерапии порой бывает невелик, возникают трудности в получении согласия на лечение и наблюдаются невысокие темпы изменений и низкий уровень удовлетворенности как психотерапевта, так и пациента.
Часто психопатизированные пациенты, обращаясь за помощью, жалуются на такие симптомы, как тревога и депрессия, различные зависимости, которые могут либо не иметь отношения к личностному расстройству, либо проистекать из него и поддерживаться им. Терапия коморбидного пациента (с аффективной патологией, аддикцией), естественно, сложнее. Должны быть изменены продолжительность лечения, частота психотерапевтических сессий, цели и ожидания психотерапевта и пациента, а также доступные методы и стратегии.
Преодолеть все описанные трудности помогает модифицированный когнитивный подход к психотерапии расстройств личности, способствующий значительному улучшению состояния таких пациентов.
В рамках нашего цикла вы получите целостный и системный взгляд на сущность и происхождение личностных расстройств и подход к их психотерапевтическому лечению!
Завершив, программу вы:
1) будете иметь чёткое представление о личностных расстройствах с позиции различных школ психотерапии;
2) сможете диагностировать личностные расстройства, в том числе с использованием клинико-биографического, клинико-психологического и экспериментально-психологического методов;
3) овладеете специфическими навыками коммуникации с пациентами данной клинической группы;
4) научитесь устанавливать функциональный диагноз для психопатизированного пациента в клинической, психологической и социальной плоскостях;
5) сможете формулировать психотерапевтическую гипотезу и выбирать мишени психотерапевтического воздействия для пациента с личностным расстройством;
6) научитесь составлять индивидуальную психотерапевтическую программу для психопатизированного пациента, в том числе имеющего коморбидные психические расстройства;
7) освоите различные технологии когнитивно-поведенческой терапии и научитесь правильно подбирать их и вписывать психотерапевтическую программу в зависимости от выбранных мишеней воздействия и этапа лечения;
8) получите опыт участия в тренинге социального опыта, овладеете осознанными представлениями о собственных социальных стратегиях и сможете организовать подобный тренинг в своём учреждении с целью создания в нём психотерапевтической среды.