Приглашаем врачей и психологов в г. Санкт-Петербург принять участие в важном цикле программы переподготовки по специальности «Психотерапия» — «Современная психотерапия. Избранные технологии психотерапевтического воздействия»!
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей и психологов в г. Санкт-Петербург принять участие в важном цикле программы переподготовки по специальности «Психотерапия» — «Современная психотерапия. Избранные технологии психотерапевтического воздействия»!
В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В программе
Модуль 1. Современная психотерапия: средства психотерапевтического воздействия. В ходе этого модуля слушатели получат системное представление о современной психотерапии, ее истории и логике развития, основных инструментах психотерапевтического воздействия, факторах психотерапии, ее методах, формах и видах, условиях психотерапевтической помощи.
Модуль 2. Тренинг профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта). Данный образовательный модуль направлен на определение своего профессионального пути и самоопределение в профессии. Участие в нем поможет специалисту оценить собственный профессиональный уровень, в том числе в сопоставлении с другими слушателями и членами референтной группы, обнаружить собственную уникальность и определить границы своих возможностей, соотнести профессиональные требования с личными целями, ценностями, убеждениями, осознать и сформулировать индивидуальный план профессионального развития.
Модуль 3. Контакт и контракт в психотерапии: методика передачи ответственности пациенту (тренинг профессиональной коммуникации). Данный модуль позволит специалисту сформировать компетенцию установления контакта с пациентом с использованием техник вербального и невербального поддержания контакта, качественной вербализации (отражения в обобщенной форме) материала пациента, техник поддержки. Кроме того, слушатели освоят компетенцию заключения психотерапевтического контракта, позволяющего четко определить цель вмешательства, глубину помощи, метод, форму и организационные условия психотерапевтической или клинико-психологической помощи (и являющегося по сути мощнейшей психотерапевтической интервенцией!).
Модуль 4. Личностно-ориентированный тренинг на модели динамической психотерапевтической группы. Цель данного модуля — помочь специалистам выявить и преодолеть собственные личностные затруднения, обнаружить «слепые пятна», т.е. ранее неосознаваемые личностные особенности, совладать со сложностями в выражении эмоций, подготовить свою личность к психотерапевтической деятельности.
Расписание
15 августа 2022 |
9:45-10:00 |
Знакомство, настройки зум |
|
10:00-11:30 |
Компетенции в современной психотерапии. Введение на цикл и на модуль |
Назыров Р.К. |
|
11:45-13:15 |
Актуализация личностной цели обучения на модели кейса «сложного пациента». Формирование вопросов к преподавателю. |
Назыров Р.К. |
|
14:15-15:45 |
Теоретико-методологические вопросы психотерапии. |
Назыров Р.К. |
|
16:00-17:30 |
Современная лингвистика, лингвистические и клинико-лингвистические вопросы психотерапии. |
Назыров Р.К. |
|
16 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Личность в психотерапии. Понимание невроза с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Представление о неврозогенезе. |
Назыров Р.К. |
10:45-12:15 |
«Практикум исследования неврозогенеза» (невротический пациент) (практикум) |
Назыров Р.К. Никулина М.В. |
|
13:15-14:45 |
Лекция «Понимание неврозов с позиции концепции В.Н.Мясищева» |
Назыров Р.К. |
|
15:00-16:30 |
Возможности сочетания медико-биологической и психотерапевтической помощи в современной модели лечения и реабилитации пограничных и психических расстройств |
Брылев В.В. |
|
17 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Основные направления, формы и виды психотерапии |
Бубнова И.В. |
10:45-12:15 |
Когнитивно-поведенческое направление психотерапии. |
Бубнова И.В. |
|
13:15-14:45 |
Динамическое направление психотерапии. |
Базарова Е.Н. |
|
15:00-16:30 |
Экзистенциально-гуманистическое направление психотерапии |
Москалев П.В. |
|
18 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Лекция-семинар: «Контакт в психотерапии. Личностные и профессиональные компетенции, обеспечивающие качественный контакт и контракт в психотерапии» |
|
10:45-12:15 |
Семинар-практикум: «Вербальные и невербальные составляющие психотерапевтического контакта» |
||
13:15-14:45 |
Семинар-практикум: «Содержание и процесс как составляющие психотерапевтического контакта». |
||
15:00-16:30 |
Семинар-практикум: «Способы оказания психологической поддержки» |
||
19 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Семинар «ответы Ректора» |
Назыров Р.К. |
10:45-12:15 |
Семинар-практикум: «Психотерапевтический контракт. Этапы психотерапевтического контракта. Идентификация пациента». |
||
13:15-14:45 |
Семинар-практикум: «Этапы психотерапевтического контракта. Запрос и заказ». |
||
15:00-16:30 |
Семинар-практикум: «Этапы психотерапевтического контракта. Глубина вмешательства. Вид помощи, время, плата». |
||
20 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Клиническая практика/Практикум (ролевое моделирование): «психотерапевтический контракт». |
|
10:45-12:15 |
Клиническая практика/Практикум (ролевое моделирование): «психотерапевтический контракт». |
||
13:15-14:45 |
Клиническая практика/Практикум (ролевое моделирование): «психотерапевтический контракт». |
||
15:00-16:30 |
Практикум (ролевое моделирование): «психотерапевтический контракт». Завершение цикла и модуля. |
||
22 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
Минникаева Н.В. |
10:45-12:15 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
Минникаева Н.В. |
|
13:15-14:45 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
Минникаева Н.В. |
|
15:00-16:30 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
Минникаева Н.В. |
|
23 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
Минникаева Н.В. |
10:45-12:15 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
Минникаева Н.В. |
|
13:15-14:45 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
||
15:00-16:30 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
||
24 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
|
10:45-12:15 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
||
13:15-14:45 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
||
15:00-16:30 |
Группа профессиональной идентичности (личный бренд психотерапевта) |
||
25 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Закрытие модуля 1-3 |
Назыров Р.К. Королёва И.С |
10:45-12:15 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
13:15-14:45 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
15:00-16:30 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
26 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
10:45-12:15 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
13:15-14:45 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
15:00-16:30 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
27 августа 2022 |
9:00-10:30 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
10:45-12:15 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
13:15-14:45 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
|
15:00-16:30 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель динамической психотерапевтической группы |
Соболевская А.Р. Волков Антон Викторович |
Говоря о современной психотерапии и клинико-психологической интервенции, большинство специалистов привыкли размышлять категориями методов — часто какого-то одного, избранного (гештальт, НЛП и пр.), которым специалист владеет. Через призму этого метода рассматриваются пациент и его терапия, требования к себе как к специалисту, количество и продолжительность встреч и т.д… Между тем, существует общая психотерапия, включающая в себя важнейшие знания (это, если хотите «тайна психотерапии»), позволяющие свободно ориентироваться в многообразии представленных на образовательном рынке методов и методик и, что не менее важно, качественно осуществлять психотерапию в любых клинических ситуациях.
В программе данного модуля:
1) модели психотерапии;
2) виды клинико-психологической интервенции (консультирование, психокоррекция, сопровождение, помощь, поддержка, психотерапия);
3) теория психотерапевтического воздействия и процесс психотерапии;
4) научные основания психотерапии и логика ее развития;
5) неспецифические факторы психотерапии;
6) систематика психотерапевтических методов — основные методы и вспомогательные;
7) критерии научности метода;
8) направления психотерапии;
9) формы психотерапии и связанные с ними характеристики психотерапевтического процесса;
10) прикладная психотерапевтическая лингвистика;
11) виды психотерапии;
12) уровневая организация психического и концепции личности.
В старых образовательных программах тема профессиональной идентичности ускользала от внимания, поскольку казалось, что психотерапевт сам, без посторенней помощи может сформулировать цели профессионального развития и достичь профессионального успеха. Однако со временем психотерапевтических инструментов стало так много, что этот вопрос потребовал специального анализа и решения. Именно поэтому в наши программы по психотерапии мы включили группу профессиональной идентичности, чтобы начинающий (или уже идущий по профессиональному пути) психотерапевт мог решить задачу собственного профессионального развития так, как и принято в психотерапии — через рефлексию и конфронтацию с профессиональными планами. Группа профессиональной идентичности — это специальная проблемно-ориентированная экзистенциальная группа, направленная на достижение личной идентичности посредством актуализации личностных профессиональных целей, ценностей и убеждений.
Профессиональная проблемно-ориентированная группа такого формата может проводиться с целью коррекции факторов профессионального выгорания, осознанного планирования и преодоления «кризиса идентичности», более полной социальной и профессиональной интеграции, развития навыков командной работы, профессионального отбора на определенные должности. Таким образом, в этой группе фактически исследуется соответствие профессиональной роли и плана профессионального развития (целей) ценностям и системе убеждений (верований) специалиста. Позитивный эффект проработки кейса и «повышение» идентичности можно зафиксировать по согласованности между собой этих трех инструментов целеполагания — целей и связанных с ними планов, ценностей и убеждений. Такой опыт и такая технология в арсенале психотерапевта точно не будут лишними!
Контакт и контракт настолько неотделимы от процесса психотерапии и клинико-психологической интервенции, что порой не рефлексируются специалистами — в случае неудачи с пациентом специалисты скорее ищут ошибку в клинической диагностике, собственной личности и технических аспектах интервенции. Согласно нашим наблюдениям, однако, 95% случаев «обрыва терапии» происходит по причине «дефекта» контакта, а больше половины случаев психотерапевтических неудач связано с неточным, неполным или непоследовательным контрактом (про отсутствие контракта даже и говорить не стоит!). Данный модуль, проводимый в форме тренинга профессиональной коммуникации, позволит вам овладеть в совершенстве этими важнейшими компетенциями, без которых качественная психотерапия в принципе невозможна.
Психотерапевтическая динамическая группа — это сложный процесс, в котором межличностная коммуникация участников выступает важным фактором преодоления индивидуальных сложностей каждого из них, а вся группа служит средой для формирования качественных личностных изменений.
Несмотря на наличие специальных знаний и компетенций, психотерапевт и психолог даже более, чем среднестатистический человек, подвержены риску личностной деформации. Специфика профессии требует регулярного личностного включения в нюансы и обстоятельства жизни пациента, а также формирования с ним таких отношений, которые в «нормальной» жизни почти не встречаются. Мы «лечим душой»! И как хирургу необходим острый скальпель, так и наша личность должна быть «заточена», чтобы не оставлять на пациенте рваные раны своим неточным ответом. А для этого с ней необходимо периодически работать.
Для каждого участника динамическая группа — это модель его реальной жизни (в некоторых отзывах ее так и называют — «спрессованная», «концентрированная» жизнь), воссозданная в безопасных условиях и воспроизводящая все особенности и проблемы. Это позволяет ясно увидеть причины возникновения сложностей, а значит, и предпринять шаги по изменению своей жизни к лучшему!
Данный цикл тщательно разработан и спланирован коллективом нашего Института как базовый для психотерапевта — врача или клинического психолога. Для начинающих специалистов он выступит обязательным элементом профессионализации, а для опытных — еще одним способом оценки собственных достижений и коррекции планов профессионального совершенствования. Многие наши слушатели уже убедились, что участие в данном цикле действительно способно выдвинуть профессиональную практику на качественно новый уровень!
Завершив программу, вы сможете:
- определять границы специальности, ориентироваться в предмете, задачах и понятиях клинической психотерапии;
- понимать, как изменяется личность под воздействием психотерапии;
- ориентироваться в современных методах и методиках психотерапии;
- осознанно использовать неспецифические факторы психотерапии, повышая эффективность своей работы;
- применять лингвистические приемы, усиливающие эффективность ваших интервенций;
- соизмерять профессиональные цели с личностными ценностями, убеждениями и представлениями об устройстве мира;
- осуществить всестороннюю рефлексию профессионального развития и поставить профессиональные цели;
- осознать факторы профессионального выгорания и препятствия на пути профессионального развития;
- создать (уточнить) и конкретизировать личный план профессионального развития, определив актуальные границы компетентности и уникальность собственного профессионального движения;
- устанавливать психотерапевтический контакт с пациентом (опытные специалисты смогут расширить репертуар способов установления психотерапевтического контакта, уменьшив количество «не своих» пациентов);
- заключать психотерапевтический контракт с пациентом, качество которого позволяет проводить психотерапию в амбулаторных и стационарных условиях;
- применять вербальные и невербальные навыки психотерапевтического контракта, управлять контактом и оценивать его эффективности;
- идентифицировать своего пациента, проводить контекстную мотивацию, идентификацию запроса, согласование заказа;
- согласовывать внутреннюю картину болезни пациента с выбранным направлением психотерапевтического вмешательства;
- определять модели психотерапевтической помощи, выбирать основные и вспомогательные методы и формы психотерапии в зависимости от поставленных задач;
- согласовывать длительность и организационные условия психотерапевтической помощи, определять критерии прекращения (окончания) психотерапии;
- получить пробный опыт изменений в собственной личности (опытно-инструментальное подтверждение верности теории).
И это еще не все! В роли участника динамической группы у вас есть возможность:
- понять причины собственных сложностей во взаимоотношениях (на работе или в семье) и начать их решать;
- выйти из замкнутого круга жизненных сложностей, понять, откуда они проистекают, и предпринять шаги для их преодоления;
- разрешить сложности в личной жизни, научиться строить гармоничные отношения с мужчинами или с женщинами;
- повысить качество отношений с окружающими людьми;
- понять причины собственной «неуспешности» в жизни…или в отдельных ее областях;
- узнать, как вас воспринимают другие люди, и понять, почему;
- соприкоснуться с возможностью разрешения психосоматических проблем (ответить на вопрос «почему, когда я хочу что-то поменять в моей жизни, я чувствую недомогание или у меня ухудшается самочувствие?»);
- понять причины тревогой, охватывающей вас в психологически сложных жизненных ситуациях, и справиться с ней;
- научиться лучше понимать себя, свои подлинные желания и потребности, найти силы реализовать их в собственной жизни;
- научиться ставить желаемые жизненные цели и добиваться позитивного результата;
- повысить качество своей жизни!
До определенных пределов любой специалист может не решать свои личностные сложности, но знать о них обязан!