Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов принять участие в программе «Основные стратегии работы в SFBT. От разовых консультаций к длительной терапии»! Данный цикл является 2 модулем образовательной программы «Краткосрочная позитивная психотерапия (решение-фокусированный подход – SFBT – скандинавская модель)».
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов принять участие в программе «Основные стратегии работы в SFBT. От разовых консультаций к длительной терапии»! Данный цикл является 2 модулем образовательной программы «Краткосрочная позитивная психотерапия (решение-фокусированный подход – SFBT – скандинавская модель)».
Преподаватель:
Юрий Анатольевич Ионов — клинический психолог, имеет большой опыт в кризисном телефонном консультировании, системной семейной психотерапии, семейных расстановках, SFBT, клиент-центрированной психотерапии, интегративной гипнотерапии, тренинге, супервизии, балинтовских группах, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
Преподаватель ИПиМП им Б.Д. Карвасарского, АНО ДПО «Высшая Школа Психологии», Институтаконсультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт) - Institute of Counselling Psychology and Consulting.
Эксперт IСPP (Международный центр профессиональной стажировки) в SFBT (Ориентированной на решение терапии).
Вице-президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи.
В рамках курса предусмотрены:
- подробный разбор представляемого материала;
- презентации консультаций с обсуждением;
- самостоятельная работа с литературой;
- тренинг и тьюторство;
- модуль по метавизии;
- практика с реальными клиентами.
В дополнение к описанному курсу можно приобрести несколько индивидуальных сессий и посвятить их по своему выбору консультациям на личные темы и/или супервизорскому разбору своей практики. Это будет способствовать более глубокому постижению метода изнутри.
В рамках данного модуля в фокусе внимания будут три основных компонента терапевтического процесса: сам терапевт с его сильными сторонами и возможностями, клиент, которому только предстоит стать «решение-фокусированным», и отношения между ними, которые и определяют успешность работы.
Обучение традиционно имеет теоретические и практические блоки. Особенно ценным для обучающихся будет возможность выработать собственный стиль работы в краткосрочной позитивной психотерапии (КППт).
Учебный план
№ |
Тема. |
Форма. Продолжительность. |
Дата. Время. |
1 |
Знакомство. Организационные вопросы. |
Вводный вебинар. 45 мин. |
15.04.2021 14:00-15:30 |
|
РАЗДЕЛ 1: |
||
2 |
Решение-фокусированный терапевт. |
Видео. 30 мин. |
15.04.2021 - 16.04.2021
|
3 |
Презентация своей КППт. |
Лекция 1 для самостоятельного изучения. 30 мин. |
|
4 |
Перспективный предмет работы в КППт. Задание для самостоятельной работы. |
Лекция 2 для самостоятельного изучения. 30 мин. |
|
5 |
Отработка сессии (сессий) в поле с реальным клиентом. |
Самостоятельная работа. 150 мин. |
17.04.2021 |
6 |
Обзор практики участников курса. Оценка потенциала, постановка личных целей на модуль. Демонстрация опыта, поддержка проб. |
1 Вебинар. 180 мин. |
17.04.2021 |
|
РАЗДЕЛ 2: |
||
7 |
Решение-фокусированный Клиент. |
Видео. 30 мин. |
19.04.2021 |
8 |
Истории достижений решение-фокусированногоКлиента. |
Лекция 3 для самостоятельного изучения. 30 мин. |
20.04.2021 - 21.04.2021
|
9 |
Навыки решение-фокусированного Клиента. Ценности решение-фокусированного Клиента. Задание для самостоятельной работы. |
Лекция 4 для самостоятельного изучения. 30 мин. |
|
10 |
Отработка сессии (сессий) в поле с реальным клиентом. |
Самостоятельная работа. 150 мин. |
22.09.2021 |
11 |
Работа над проблемой (обмен опытом). |
2 Вебинар. 180 мин. |
23.04.2021 |
|
РАЗДЕЛ 3: |
||
12 |
Взаимоотношения клиента. |
Видео. 30 мин. |
24.04.2021 |
13 |
Новые возможности во взаимоотношениях. Искусство влияния. |
Лекция 5 для самостоятельного изучения. 30 мин. |
26.04.2021 - 27.04.2021
|
14 |
Подбор домашних заданий для социальных систем клиентов. Задание для самостоятельной работы. |
Лекция 6 для самостоятельного изучения. 30 мин. |
|
15 |
Завершение работы. Оценка ресурсов и укрепление надежды. |
Самостоятельная работа. 150 мин. |
28.04.2021 |
16 |
Завершение сессии (обмен опытом). |
3 Вебинар. 180 мин. |
30.04.2021 16:40-19:40 |
|
РАЗДЕЛ 4: |
||
17 |
Демо-консультация и разбор. |
Практикум. 180 мин. |
08.05.2021 10:30-13:30 |
18 |
Демо-консультация и разбор. |
Практикум. 180 мин. |
14.05.2021 16:40-19:40 |
19 |
Обобщение. Планирование. Шеринг. |
4 Вебинар. 180 мин. |
15.05.2021 16:00-19:00 |
20 |
Подведение итогов курса. Оценка модуля. |
Завершающий вебинар. 45 мин. |
18.05.2021 17:00-18:30 |
|
|
ИТОГО |
1620 минут, 36 ак.ч. |
По итогам обучения во втором модуле вы сможете продуктивно действовать в направлении от сессии к серии сессий, курсу – для реализации задуманного плана:
- поняв свои сильные стороны, перспективы развития в качестве специалиста в решение-фокусированной терапии, продвигаться к ним и успешно реализовывать свои предложения клиентам;
- формировать вместе с клиентом маршрут терапевтического движения в контексте хорошо сформулированного результата;
- формировать гибкую программу для продуктивной работы на перспективу;
- конструктивно действовать при поиске ресурсов клиента для реализации совместно намеченных целей;
- позитивно оценивать промежуточные этапы пути, опираясь на них, как на точки роста, усиливая надежду и потенциал развития;
- подводить общий итог проделанной работы и намечать новые области ближайшего развития;
- определив области своей компетентности, эффективно действовать в бригаде смежных специалистов, рекомендуя клиенту своих коллег, способствуя разрешению им своих проблем, достижению желаемого.
Автор и ведущий программы, Ю.А. Ионов, о методе:
«Краткосрочная позитивная психотерапия и психологическое консультирование (SFBT, КППт/Р-ФПт/ОРКТ) составляют хорошую альтернативу поведенческой, когнитивной терапии, а также глубинной, аналитической психотерапии. Как говорит мой учитель, Анатолий Михайлович Ялов, решая вопрос о начале работы в психологической практике, многие выбирают экономичный подход — попробовать то, что проще и легче, и только, если обойтись этим не удается, заняться чем-то более сложным и требующим уже серьезных затрат и времени, и усилий, и денежных средств.
В этой связи SFBT вполне отвечает ожиданиям клиентов сразу же заполучить в свои руки добротный инструмент для разрешения проблемы и изменения своей жизни, причем «дешево и сердито», не ценой многолетней работы, а обойдясь лишь 1–10 сессиями. И когда человек, располагая этим оптимальным средством, разрешает актуальные проблемы личного, семейного и даже более широкого социального характера, он обнаруживает в себе более глубокий интерес к своей личности, к личностному развитию. И в этот момент данный метод становится своеобразным мостиком к продолжительному путешествию на пути познания и совершенствования себя уже и другими средствами.
Однако нельзя сказать, что метод SFBT, апеллируя к поиску новых действий, так уж прост, что изменение затрагивает лишь новые формы поведения. Это, конечно же, не так!
Изменение, посредством беседы о решении что-то делать, затрагивает в определенной мере понимание себя, отношение как к ситуации, так и к себе, готовность на перемены, осознанную решимость, без чего иноепроявление себя в мире будет лишь подражанием некоему герою, что тоже хорошо, но останется лишь подражанием, тогда как в случае такой беседы, это новое поведение – следствие внутреннего перерождения.
В связи с этим SFBT относят к личностно-ориентированным методам работы в лучших традициях гуманистического направления.
Использование SFBT актуально при наличии проблем, требующих быстрого разрешения, когда человек в силу условий ограничен во времени (командировка, санаторий, пансионат, больница, стационар, реабилитационный центр).
Если же говорить о критических ситуациях, острых кризисных и суицидоопасных состояниях, требующих незамедлительных шагов по их урегулированию, когда времени — всего один разговор (что нередко бывает при работе в службах экстренного реагирования), этот метод просто незаменим!
Поскольку метод разговорный (одно из его названий — «беседа о решении»), он может быть успешно применен как очно, так и в условиях дистанционной работы, причем в самых разных ее формах — беседа по телефону, общение в видеорежиме, а также текстовая переписка (чат, обмен письмами).
Это связано с самим фокусом метода — фокусом на творческом поиске разрешения актуальной проблемы клиента. При этом достаточно минимального обзора собеседниками друг друга, но требуется высокая вовлеченность в процесс поиска решения, в чем клиент и заинтересован прежде всего.
Нет необходимости в тщательном наблюдении за клиентом, сличении сигналов разных каналов, обнаружении противоречий, как и в опросе, сборе анамнеза, постановке диагноза.
Однако важно организовать и всячески поддерживать творческую атмосферу поиска решения, что и обеспечивает успешность SFBT за счет выхода из области точности и правильности, области «единственно возможного», в область вероятности и альтернатив в пространстве грядущего.
Р.К. Назыров, выделяя решение-фокусированную психотерапию из ряда других методов краткосрочной психотерапии, описывает её не просто, как одно из ярчайших явлений, представляющих новую волну в современной психотерапии. Он описывает её, как прорывной метод, работающий в таких трудных случаях, когда все другие методы дают сбой и не позволяют стронуть с места замерший процесс! Всё это дает возможность рассматривать SFBT и как эффективное средство супер/мета-визии, чем я лично с удовольствием пользуюсь.
Вне зависимости от того, с чем обращается пациент (клиент), главная цель данного метода — способствование клиенту в формировании им альтернативного образа своего будущего. Этот образ может быть и не единственным, однако его появление подтверждает продуктивность работы.
При этом в глазах клиента часто можно наблюдать огонек азарта, энергию в потирании рук, что сигнализирует нам о его заинтересованности, готовности опробовать и даже нетерпении начать осуществление какого-то плана достижения этой новой, найденной им реальности.
Таким образом, метод целостен в своём обращении к размышлениям, эмоциональным и поведенческим проявлениям клиента, хотя и делает это через апеллирование к целям, решимости опробовать найденный вариант и ресурсам на его реализацию.
Генеральная задача — активизация ресурсов для решения психологических проблем и привлечение целого ряда саногенетических психологических механизмов, способствующих преодолению широкого круга социально-психологических проблем, а также пограничных психических расстройств.
Есть мнение, что возможности краткосрочной позитивной психотерапии недооценены профессиональным сообществом нашей страны. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя не только в клинике невротических расстройств, но, что очень важно, он с успехом применяется в психологическом консультировании и педагогике. Он составляет яркую альтернативу современным когнитивистским и гуманистическим подходам и, наряду с ними, выступает третьим опорным методом для реализации различных программ психологического консультирования. При этом его позитивный ракурс чрезвычайно полезен для применения и в большой психиатрии, и в коррекционной педагогике, где нахождение ресурса при необратимых состояниях может выступить возможным вариантом и основой суппортивной психотерапии.
Особенностью работы в этом психотерапевтическом подходе является ориентация психотерапевтического воздействия на ресурсы человека. Внимание психотерапевта и клиента направлено на решение проблемы, а не на поиск ее причин и источников.
Вместо психоаналитических вопросов «Почему это случилось?» и «Кому отвечать?» на первое место в работе психолога и психотерапевта выходит вопрос «Что можно сделать?».
Это позволяет вовлекать в решение проблемы и социальное окружение клиента (семью, друзей, других специалистов — учителей, врачей и т.д.), что упускается в ряде многих других методов психологической работы, направленных на восполнение дефицитов клиента, и добиваться прекрасных результатов за более короткое время.
Представляемый подход эффективен как в работе с индивидуальными проблемами взрослых людей, так и в работе с супружескими конфликтами, проблемами детско-родительских отношений, поведенческими сложностями у детей, проблемами трудоустройства и др.
Основоположники SFBT — Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) в США, Уайт (White М.) в Австралии, Эпстон (Epston D.) в Новой Зеландии, Т. Ахола и Б. Фурман (Ahola Т., Furman В.) в Финляндии.
Среди отечественных специалистов, развивающих краткосрочную позитивную психотерапии в России, ярко выделяется фигура Анатолия Михайловича Ялова.
Анатолий Михайлович Ялов — носитель метода, он не только обосновал возможность его применения при лечении неврозов, но и активно сотрудничал с Беном Фурманом (даже вернее, активно его подталкивал) при издании в России его известного психотерапевтического бестселлера «Краткосрочная позитивная психотерапия» (2000), выступив автором предисловия и научным редактором.
Анатолий Михайлович первым начал преподавание краткосрочной позитивной психотерапии (имеющей также и другое название — solution talk, или «беседа о решении») в нашей стране и продолжает готовить специалистов на базе современного Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского в Санкт-Петербурге.
С напутствием Анатолия Михайловича теперь и я предлагаю специалистам обучаться этому замечательному методу в дистанционном формате и начать использовать его в своей работе — клинической практике, психологическом консультировании, организованной и семейной педагогике».