Приглашаем врачей, психологов и специалистов кризисных служб и центров принять участие в образовательной программе «Кризисные состояния как объект психотерапии. Основы суицидологии. Позитивная психотерапия»! Программа является сертификационным циклом для врачей и циклом повышения квалификации для психологов.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей, психологов и специалистов кризисных служб и центров принять участие в образовательной программе «Кризисные состояния как объект психотерапии. Основы суицидологии. Позитивная психотерапия»! Программа является сертификационным циклом для врачей и циклом повышения квалификации для психологов.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В программе
Модуль 1. Современные представления о кризисных состояниях. Основы суицидологии.
В рамках этого модуля будут рассмотрены основные понятия психологии кризисного состояния и суицидологии: концепция патологического страдания, критерии патологического кризиса, этапы горя в норме и патологии, факторы и маркеры суицидального поведения, а также особенности коммуникации с пациентом, переживающим патологический кризис.
Модуль 2. Клиническая психотерапия кризисных состояний. Телефон доверия. Кризисная психотерапия.
В рамках данного модуля будут рассмотрены особенности функционального диагноза, психотерапевтической гипотезы, мишеней психотерапии и индивидуальной программы психотерапии при оказании помощи пациенту в кризисном состоянии, технологии и техники кризисной терапии на этапах кризисной поддержки, кризисной интервенции, повышения уровня адаптации и коррекции нарушенной идентичности, а также особенности оказания кризисной помощи в рамках службы «Телефон доверия».
Модуль 3. Позитивная психотерапия кризисных состояний.
Данный модуль направлен на освоение метода позитивной психотерапии по Н. Пезешкиану применительно к пациентам в кризисном состоянии. Позитивная психотерапия отличается краткосрочностью, ориентированностью на результат, поиском доступных для совершения позитивных изменений ресурсов личности самого пациента.
Модуль 4. Личностно-ориентированный тренинг: модель экзистенциальной психотерапевтической группы.
Данная группа выступает в двух ипостасях: как пример последнего этапа в оказании кризисной помощи — коррекции нарушенной идентичности, и как технология помощи специалистам в области оказания кризисной помощи. В рамках данной группы поднимаются вопросы личных (и личностных!) смыслов, а также поиска способов жить в условиях неизбежных данностей нашей жизни — болезней, старения, потерь, необратимых поступков и многих других аспектов нашего многообразного бытия. Модель группы ориентирована скорее на проживание, нежели на философский кружок, однако свободная рамка группы позволяет моделировать любые аспекты жизни.
Расписание занятий
Индекс |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
Преподаватель |
1 |
Современные представления о кризисных состояниях. Основы суицидологии |
||
1.1 |
Кризисное состояние как объект психотерапии |
Пара 1. Введение на цикл и на модуль. Роль и место представлений о кризисной помощи и суицидологии в структуре компетенций врача- психотерапевта и клинического (медицинского) психолога |
Климов А.А. |
Пара 2. Кризисное состояние. Типы кризисов. Динамика кризисных состояний. Патологический кризис. Нормальные и патологические реакции и симптомы в состоянии горя |
Климов А.А. |
||
Пара 3. Психопатологические проявления у лиц, находящихся или находившихся в кризисных ситуациях (боевые действия, террористические акты, изоляция, взятие заложники). ПТСР |
Климов А.А. |
||
Пара 4. Психическая и психологическая травма |
Климов А.А. |
||
1.2 |
Основы суицидологии |
Пара 1. Основные понятия и история развития суицидологии; эпидемиология суицида; концепции суицидального поведения; типология суицидов, основные факторы суицидального риска, возрастные и гендерные аспекты суицидологии. Концепция патологического суицидального кризиса |
Брылев В.В. |
Пара 2. Суицидальное поведение как объект психотерапии. Основные понятия суицидологии: суицидная попытка, суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения. Особенности суицидов при различных нозологиях — суицидальное поведение при шизофрении; суицидальное поведение при аффективной патологии; суицидальное поведение при пограничных психических расстройствах |
Брылев В.В. |
||
Пара 3. Факторы риска суицидального поведения |
Брылев В.В. |
||
Пара 4. Основные группы маркеров риска суицида |
Брылев В.В. |
||
1.3 |
Феномен патологического страдания в современных теориях кризисной психологии |
Пара 1. Феномен патологического страдания. Маркеры патологического страдания |
Климов А.А. |
Пара 2. Практикум «Диагностика патологического страдания» |
Климов А.А. |
||
Пара 3. Клинико-терапевтический анализ психотерапевтического случая |
Назыров Р.К. |
||
Пара 4. Клинико-терапевтический анализ психотерапевтического случая |
Назыров Р.К. |
||
2 |
Клиническая психотерапия кризисных состояний. Телефон доверия. Кризисная психотерапия |
||
2.1
|
Основы клинической психотерапии в лечении и реабилитации пациента с суицидальным поведением и кризисным состоянием
|
Пара 1. Введение на модуль. Функциональный диагноз и психотерапевтическая гипотеза |
Назыров Р.К. |
Пара 2. Мишени психотерапии в лечении и реабилитации пациента с суицидальным поведением и кризисным состоянием |
Назыров Р.К. |
||
Пара 3. Основы индивидуальной психотерапевтической программы в лечении и реабилитации пациента с суицидальным поведением и кризисным состоянием |
Назыров Р.К. |
||
Пара 4. Основы индивидуальной психотерапевтической программы в лечении и реабилитации пациента с суицидальным поведением и кризисным состоянием |
Назыров Р.К. |
||
2.2 |
Основы кризисной психотерапии |
Пара 1. Научные основы кризисной психотерапии. |
Климов А.А. |
Пара 2. Этапы кризисной психотерапии: кризисная поддержка |
Климов А.А. |
||
Пара 3. Этапы кризисной психотерапии: кризисная интервенция |
Климов А.А. |
||
Пара 4. Этапы кризисной психотерапии: повышение уровня адаптации |
Климов А.А. |
||
3.3 |
Организация кризисной службы. Телефон доверия |
Пара 1. Организация кризисной службы |
Назыров Р.К. |
Пара 2. Работа с суицидентами в рамках кризисного консультирования в службе «Телефон доверия» |
Назыров Р.К. |
||
Пара 3. Основные технические приемы кризисного консультирования в рамках «Телефона доверия» |
Назыров Р.К. |
||
Пара 4. Основные технические приемы кризисного консультирования в рамках «Телефона доверия» |
Назыров Р.К. |
||
3 |
Позитивная психотерапия кризисных состояний |
||
3.1 |
История позитивной психотерапии. Актуальные способности человека. Транскультуральный подход |
Пара 1. История развития позитивной психотерапии, актуальные способности человека, первичные, вторичные способности, существующие опросники, развитие актуальных способностей |
Шляхетко Е.В. |
Пара 2. Демонстрационная сессия. Тренинг «Самодиагностика» |
Шляхетко Е.В. |
||
Пара 3. Семинар-лекция «Актуальные способности у пациентов в психотерапевтической практике» |
Шляхетко Е.В. |
||
Пара 4. Транскультуральный подход, его значение в терапии. Семья как представитель субкультуры |
Шляхетко Е.В. |
||
3.2 |
Позитивная интерпретация симптома. Психотерапевтическое значение метафор (притчи, истории, поговорки и т.д.). Четыре модели переработки конфликта |
Пара 1. Позитивная интерпретация симптома |
Шляхетко Е.В. |
Пара 2. Применение притчи как инструмента интерпретации |
Шляхетко Е.В. |
||
Пара 3. Четыре модели переработки конфликта |
Шляхетко Е.В. |
||
Пара 4. Практикум на модели клинического случая |
Шляхетко Е.В. |
||
3.3 |
Четыре модели для подражания (базовый конфликт). Пятиступенчатая модель психотерапии |
Пара 1. Четыре модели для подражания (базовый конфликт). Методика анализа базовых концепций родительской семьи и связывание их с «рабочими» концепциями пациента |
Шляхетко Е.В. |
Пара 2. Пятиступенчатая модель психотерапии |
|||
Шляхетко Е.В. |
|||
Пара 3. Тренинг «Заочная супервизия» (демонстрационные сессии) |
Шляхетко Е.В. |
||
Пара 4. Тренинг «Заочная супервизия» (демонстрационные сессии). Подведение итогов модуля |
Шляхетко Е.В. |
||
4 |
Личностно-ориентированный тренинг: модель экзистенциальной психотерапевтической группы |
Назыров Р.К. Климов А.А. + коллектив преподавателей |
*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Завершив программу, вы сможете:
- определять кризисное состояние и обоснованно выявлять патологический кризис;
- оценивать суицидальный риск, применяя маркеры суицида;
- формировать психотерапевтическую гипотезу по отношению к пациенту в кризисном состоянии и составлять программу помощи, опираясь на научно обоснованные факторы возникновения кризиса;
- проводить кризисную терапию;
- проводить кризисное консультирование в рамках «Телефона доверия».
- применять техники позитивной психотерапии вообще и в работе с пациентами в кризисном состоянии в частности.
В роли участников экзистенциальной группы у вас есть возможность:
- понять собственные смыслы;
- справиться с собственным кризисом (роста, утраты, профессии и другими);
- сформировать новые жизненные принципы и убеждения;
- перепроверить выбранную жизненную философию и жизненный путь;
- получить опыт экзистенциальной психотерапии в роли клиента (пациента), что позволит более точно использовать этот психотерапевтический инструмент в собственной работе.