Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Приглашаем врачей, психологов и других специалистов, сталкивающихся с темой смерти в своей практике принять участие в дистанционной образовательной программе «Технологии клинико-психологической помощи тяжело больному или умирающему пациенту и его близким. Психогигиена специалиста, работающего с умирающими и их близкими.»
Название цикла: Технологии клинико-психологической помощи тяжело больному или умирающему пациенту и его близким. Психогигиена специалиста, работающего с умирающими и их близкими.
Объем цикла: 72 уч. часа
Сроки проведения: 23 января – 23 марта 2021
Стоимость: 15 тыс. руб. (возможна рассрочка на 2 месяца)
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей, психологов и других специалистов, сталкивающихся с темой смерти в своей практике принять участие в дистанционной образовательной программе «Технологии клинико-психологической помощи тяжело больному или умирающему пациенту и его близким. Психогигиена специалиста, работающего с умирающими и их близкими.»
В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.
По итогам освоения программы будет выдано удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Часть часов может быть зачтено в программы профессиональной переподготовки по специальностям «Психотерапия» (для врачей) и «Клиническая (медицинская) психология» (для психологов).
В программе:
1 модуль. Работа с личностью специалиста: основания для собственной психоэмоциональной устойчивости при работе с темой смерти.
Содержание модуля:
- Понятие нарратива смерти, роль и место нарратива смерти в культуре и структуре личности. Различные традиции восприятия смерти и смертности. Знакомство с персональным нарративом смерти практикующего специалиста;
- Оценка и коррекция существующих представлений и когнитивно-эмоциональных паттернов с целью развития ресурсности и адаптивности специалиста. Психогигиенические нормы при работе с темой смерти
- Разработка профессионального багажа техник и методик коррекции собственного состояния в процессе и в период работы с темой смерти, для повышения экологичности процесса и сохранения способности к непосредственному и творческому поведению. Упражнения для профилактики эмоционального выгорания.
- Роль личности и состояния специалиста при работе с темой смерти, особенности установления контакта и самораскрытия
2 модуль. Развитие профессионального инструментария для психологического сопровождения умирающего и его близких. Данный модуль направлен на изучение техник и приёмов работы с психическими, культурными и организационными источниками страдания умирающего и близких ему людей.
Второй модуль включает:
- наиболее распространённые культурно-обусловленные паттерны психологических проблем и эмоционального дистресса человека, столкнувшегося с темой смерти
- потеря смысла жизни после столкновения со смертельным диагнозом
- проблемы комплаентности лечению
- суицидальные интенции умирающего, вопрос эвтаназии
- прощание перед смертью, завершение отношений, дел и жизни
- влияние ожидаемой или случившейся смерти близкого человека на психику и жизнь
- отношения с умирающим - вопросы границ в отношениях, прощание и прощение, проблемы старых обид
- феномен “вины выжившего” - причины, профилактика и преодоление
- чужая смерть, как напоминание о своей - работа с темой собственной смертности
- потеря человека, как нарушение системы отношений: перераспределение ролей и ответственности в жизни, реконструкция образа жизни и структуры семьи
- похороны и траур - задачи горя, роль траурных ритуалов и сопровождение переживающих утрату
- работа с кейсами, дискуссионная часть и задания для самостоятельной работы
О программе:
Тема смерти встречается в жизни каждого человека, как правило - неоднократно. Ещё до столкновения с перспективой собственной смерти, люди сталкиваются со смертью друзей, родных и близких. Существует множество традиций выстраивания отношения со своей и чужой смертью, однако со времени их формирования жизнь сильно изменилась. В современный период глобализации они теряют свою актуальность, оставляя людей наедине с экзистенциальным, эмоциональный, социальным и экономическим вакуумом, который всегда сопровождает тему смерти.
На сегодняшний день есть немало разработок на тему смерти, показывающих, что степень мучительности перспективы своего или чужого умирания является в значительной степени психогенным фактором, а не безусловной данностью, каковой иногда представляется. Представление человека о роли смерти в жизни, смысл, который он в неё вкладывает, его эмоциональное состояние и функционирование системы отношений формируют то, как он будет переживать идею своей смертности, и даже непосредственную близость к смерти близкого и своей собственной.
Каждая крупная психотерапевтическая школа имеет, что сказать на тему отношений человека со смертью. От Фрейдистского мортидо, до поиска смысла жизни даже в ситуации умирания по Франклу, от идеи о важности самореализации для комфортного отношения к смерти Маслоу, до успехов нарративной терапии в улучшении симптомов депрессии у пациентов домов престарелых - психологии есть, чем помочь страдающему от темы смерти человека.
При этом, на практике, многие специалисты оказываются не готовы к работе без просматривающегося продолжения жизни клиента. Большинство практик, которыми пользуются не специализирующиеся на теме смерти специалисты, включают в явной или имплицитной форме мотивацию к достижению лучшего будущего. Большой популярностью пользуется кризисная модель оказания помощи, в которой текущие сложности и проблемы предлагается рассматривать даже как некоторый ресурс, позволяющий научиться чему-то, и в последующей повысить качество жизни. Тем сложнее для таких специалистов оказывается столкновение с клиентом, у которого будущего нет.
Данная программа включает основы оказания психологической помощи в ситуации ожидания предстоящей или переживания случившейся смерти. В рамках своей деятельности по подготовке всесторонне развитых специалистов, способных оказывать помощь людям на каждом этапе их жизненного пути, Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского считает необходимым для каждого практика быть знакомым с темой смерти хотя бы в объёме, необходимом для сохранения экологичности своей работы.
Осветив теоретические предпосылки с разных методических, культурных и исторических сторон, мы разберём практические инструменты работы специалиста при оказании помощи ожидающему своей смерти человеку и психологическом сопровождении его семьи и близких.
Об Институте и команде, курирующий образовательную программу:
Мы – команда Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, который на протяжении многих лет является лидером по подготовке психотерапевтов и медицинских психологов в России и странах постсоветского пространства. В наш преподавательский состав входят доктора и кандидаты наук, практики в области психотерапии и медицинской психологии.
Научно-методический куратор программы
НАЗЫРОВ Равиль Каисович
Врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач-нарколог.
Доктор медицинских наук. Ректор Института психотерапии и медицинской психологии РПА. Экс-Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», автор 14 монографий и учебников, в т.ч. учебников для ВУЗов «Клиническая психология» и «Психотерапия». (СПб, 2012)
Преподаватель курса Никулин Александр Вадимович
Консультант, ведущий методических и терапевтических групп.
Центр «Бехтерев», консультант по работе с алко-наркозависимыми и их семьями. Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского: руководитель направления дополнительного образования взрослых; автор и руководитель научно-практического проекта «факторы, формирующие безопасное поведение» Основное образование: 1. Балтийский Институт Экологии, Политики и Права, факультет психологии, психолог. 2006 год 2. Научно-Исследовательский Психоневрологический Институт им. В.М. Бехтерева, квалификационная постдипломная подготовка по медицинской психологии (резидентура по медицинской психологии)
Преподаватель курса Кунах Константин Викторович
Консультант, ведущий методических и популярных лекций. Закончил Психологический Факультет СПбГУ 2014, получил повышение квалификации по направлениям психологическое консультирование, Личнстно-Ориентированная Реконструктивная Психотерапия (ЛОРПт), разработка и проведение психологических тренингов, телесно-ориентированная терапия. Частная практика с 2013 года
Обучение полностью дистанционное и будет реализовано с применением современных технологий и видов данной формы обучения. Этот формат удобен для специалистов, которые проживают как в Санкт-Петербурге, так и других регионах нашей необъятной Родины, поскольку, несмотря на взаимодействие «через экран» обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным подходом к обучению:
- Большая свобода в распределении времени обучения – дистанционная программа реализуется на протяжении 4 месяцев (по сравнению с двумя неделями очной программы на ту же тему и с тем же объемом часов), что позволяет осваивать материал и выполнять задания без спешки, в удобном для Вас темпе!
- Возможность учиться без отрыва от практики – не секрет, что психологи являются фанатами своего дела, и каждый день в отрыве от наших пациентов оставляет маленький рубец на сердце. Дистанционный цикл позволяет Вам осваивать новые компетенции и тут же применять их в реальной практике, гибко совмещая профессиональную и учебную деятельность!
- Экономия денежных средств – в условиях современной рыночной экономики повышение квалификации порой оказывается существенным вложением денежных средств, требующим переосмыслить другие важные статьи бюджета. При оплате дистанционного цикла Вам нет необходимости оплачивать проживание в чужом городе и транспортные расходы, что позволит придерживаться привычного качества жизни и распределить сэкономленные средства на значимые для Вас задачи!
- «С любимыми не расставайтесь» - даже для жителей Санкт-Петербурга очное обучение предполагает погружение в программу с девяти утра до пяти вечера ежедневно на протяжении двух недель. В случае же командировки из другого города такая форма предполагает более явную разлуку с возлюбленными, друзьями, детьми, родителями, нарушение привычного образа жизни. Дистанционный цикл позволяет Вам осваивать новые компетенции без тягостного чувства тоски по дорогим Вашему сердцу людям!
В дистанционном цикле применяются все основные формы такого формата образования:
- Вебинары, позволяющие сохранить «живой» формат передачи материала, в которых у Вас всегда есть возможность задать интересующий Вас вопрос и тут же получить ответ!
- Видео лекции – по каждой теме Вы получите доступ к уникальным видео лекциям преподавателей, записанных специально для Вас!
- Аудио-слайды, позволяющие формировать новые представления о важной для Вас теме в любое удобное время – в транспорте, перед сном, или даже на рабочем месте. Лучшие преподаватели Ленинградской школы психотерапии подготовят для Вас информацию по актуальным темам и лично озвучат каждый слайд!
- Презентации – для тех, кто предпочитает получать информацию в наиболее лаконичной форме и самостоятельно изучать ее, формируя общие представления, которые впоследствии будут дополнены другими формами обучения!
Расписание занятий
Модуль 1. Работа с личностью специалиста: основания для собственной психоэмоциональной устойчивости при работе с темой смерти.
№ |
Формат |
Название |
1 |
Тема 1 |
Понятие нарратива смерти, роль и место нарратива смерти в культуре и структуре личности. Различные традиции восприятия смерти и смертности. Упражнения для знакомства с персональным нарративом смерти практикующего специалиста |
2 |
Тема 2 |
Оценка и коррекция существующих представлений и когнитивно-эмоциональных паттернов с целью развития ресурсности и адаптивности специалиста. Психогигиенические нормы при работе с темой смерти |
3 |
Тема 3 |
Профессиональный багаж техник и методик коррекции собственного состояния в процессе и в период работы с темой смерти, для повышения экологичности процесса и сохранения способности к непосредственному и творческому поведению. Упражнения для профилактики эмоционального выгорания |
4 |
Тема 4 |
Роль личности и состояния специалиста при работе с темой смерти, особенности установления контакта и самораскрытия |
5 |
Вебинар 1 |
Теоретические и методические предпосылки формирования личного отношения специалиста к теме смерти |
6 |
Вебинар 2 |
Практические следствия личного отношения помогающего специалиста к теме смерти, роль личности специалиста в помощи инструменты её использования |
Модуль 2. Развитие профессионального инструментария для работы с темой смерти в различных контекстах и сеттингах оказания психологической помощи.
№ |
Формат |
Название |
1 |
Тема 1 |
Смертельная болезнь и инвалидизация: экзистенциальный кризис; нарушение уклада жизни; вопросы комплаентности к медицинской помощи, включая рискованную и или/усугубляющую инвалидизацию; суицидальные интенции и изменение я-концепции |
2 |
Тема 2 |
Умирание, прощание. Вопросы завершения отношений, наследства, смысл смерти и подведение итогов жизни. Сопровождение смерти, облегчение умирания |
3 |
Тема 3 |
Отношения с умирающим: баланс вины и любви, границы в отношениях, оказание помощи и потребность быть причастным |
4 |
Тема 4 |
Влияние чужой смерти: напоминание о своей смертности, горевание и утрата, нарушение системы отношений и уклада жизни и реабилитация после него |
5 |
Вебинар 1 |
Умирающий клиент: от вхождения в тему смерти, знакомства с перспективой умереть, до потери возможности жить прежним способом и окончания жизни. |
6 |
Вебинар 2 |
Клиент с умирающим близким: потребности и проблемы человека, присутствующего при завершении чужой жизни, влияние чужой смерти на жизнь клиента |
*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
В программе:
- Причины и формы различных отношений со смертью
- Роль личности, состояния и отношения к смерти помогающего специалиста
- Инструменты поддержания психогигиены и профилактики выгорания специалиста
- Этапы и типичные паттерны психологических проблем умирающего и его близких
- Психологические причины и особенности протекания организационных, социальных, экономических, семейных и прочих сопутствующих умиранию проблем
- Техники и приёмы работы с умирающим и его близкими
Завершив программу, Вы сможете:
- Понимать собственное состояние и его причины при столкновении с темой смерти
- Корректировать и профилактировать нарушения психогигиенических норм работы с темой смерти и умирания
- Использовать ресурсы собственной личности в работе с темой смерти
- Узнавать различные культурные паттерны отношений клиента со своей и чужой смертью и прогнозировать ожидаемые источники проблем
- Помогать умирающему и его близким справляться с происходящим с меньшим страданием
«Memento mori» Латинское выражение, “помни, что смертен”
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:
+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru