
Игра в песочнице есть простейший и кратчайший путь для выхода в подсознание. Построение песочной картины – это спонтанные выражения маскирующиеся в подсознании психологической и духовной истины. Каждая построенная песочная картина содержит в себе глубокий смысл, поскольку через символы и образы всплывает архитипическое содержание – универсальные и достоверные картины жизни.
Песочная терапия или сэндплэй (от англ. Sandplay – игра в песке) один из ресурсных методов психологической работы, который возник в рамках в глубинной психологии К.Г. Юнга.
Игра в песочнице есть простейший и кратчайший путь для выхода в подсознание. Построение песочной картины – это спонтанные выражения маскирующиеся в подсознании психологической и духовной истины. Каждая построенная песочная картина содержит в себе глубокий смысл, поскольку через символы и образы всплывает архитипическое содержание – универсальные и достоверные картины жизни.
Все происходящее в глубинном мире подсознания совпадает с миром внешним. Эти миры связаны между собой и подчиняются одним законам. На связь психического мира и физического мира неоднократно указывал К.Г. Юнг – «что вверху, то и внизу». Благодаря этой связи, реконструируя-изменяя мир внутренний, мы можем влиять на мир внешний – мы можем создать его таким, какой нам будет приносить удовлетворение. Это происходит за счет того, что выстроенный внутренний мир в песочнице, который содержит в себе прошлый опыт и травмы, теперь становится видимым, осязаемым и доступным для сознания. Юнгианский аналитик Дора Калфф пишет о том, что отстроенная картина на песке представляется перед нами в трехмерном изображении какой-то части нашего душевного состояния. За счет этого мы можем увидеть причины и следствия, возможности для трансформации разрушающих поступков и действий, болезненных состояний.
Юнгианская песочная терапия – действенное направление. В сочетании с психотерапевтическими методами действие песочной терапии усиливается.
В песочной терапии используются следующие психотерапевтические методы: гештальт-терапия, психодрама, телесная терапия.
Гештальт-терапия
Гештальт подход используется в случае если:
- важно разворачивание диалога между отдельными фигурами, которые используются при построении песочной картины, между фигурами и автором песочной картины, между внутренними частями автора песочной картины;
- происходят телесные изменения и необходимо наделить голосом те части тела, которые активны в данный момент;
- сновидения включаются в песочницу.
Гештальт подход ускоряет и углубляет возможности сознования.
Телесная терапия
Сам К.Г. Юнг связывал психосоматические проявления с глубинными психологическими аспектами. Приемы телесно-ориентированной терапии Александра Лоуэна (приемы отреагирования агрессии, биоэнергитические позы и т.д.) используются, когда необходимо выразить сильные эмоции, осознать переживаемые эмоции, усилить энергию трансформации и т.п.
Психодрама
Песочная картина, в которой есть определенный ландшафт, какие-то фигуры, предметы, представлена статично. Все эти элементы в песочной картине связаны друг с другом. Но ни смысл самих фигур-предметов, ни смысл связей между ними нам не будет понятен, пока в песочнице не реализуется действие. Дополнительные движения в песочной картине активизируют подсознание и стимулируют процессы сознования.
В песочной терапии и ребенок, и взрослый могут выражать и исследовать свой внутренний мир, превращая свой опыт и свои переживания в видимые и доступные формы-образы.
Песочная терапия для детей и подростков
Детям и подросткам часто бывает непонятно то, что с ними происходит, не могут объяснить и описать словами свои переживания, волнения, трудности, которые испытывают. При этом для них характерно более активное подсознание, чем у взрослых, а игра является способом познания мира. Это одни из тех причин, которые дают возможность использовать песочную терапию для решения проблем и изменения опыта детей и подростков.
Песочная терапия используется с детьми, у которых:
- немотивированная агрессивность (дерутся, кусаются без повода, все кругом ломают-разрушают), наблюдаются пассивность, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность или гипоактивность и т.д.),
- частая плаксивость (без повода), обидчивость, есть страхи и т.д.,
- есть трудности в общении – характерна замкнутость, частые конфликты с родителями, с братьями/сестрами, сверстниками,
- беспокойный сон, ночные кошмары,
- страх перед школой или садиком,
- выражена психосоматика (энурез, энкопрез (недержание мочи и кала), тлогоневроз (заикание), высока температура, рвота и т.д.).
Подросткам песочная терапия может помочь в том, чтобы:
- понять себя, ответить на волнующие вопросы,
- принять решение, сделать выбор, снять напряжение и т.д.,
- отстаивать свои границы и брать на себя ответственность,
- находить выход из конфликтных ситуаций, устанавливать партнерские отношения.
Песочная терапия для взрослых
Взрослые также могут обращаться к песочной терапии, если мешают жить:
- отсутствие энергии,
- постоянное ощущение усталости,
- низкая самооценка и неуверенность в себе,
- ночные кошмары,
- постоянная раздражительность, беспричинная злость,
- ощущение одиночества,
- частые конфликты в семье, на работе,
- пережить потерю партнера (развод, смерть близкого, разрыв отношений),
- отсутствие денег, неумение управлять деньгами,
- нереализованные проекты,
- заболевания, имеющие психологическую природу.
Песочная терапия для пар
Парам семейным, партнерским, «мама-ребенок» песочная терапия помогает наладить отношения:
- слышать и слушать своего партнера,
- выстроить доверительный диалог,
- решить конфликтные ситуации,
- пережить кризис отношений,
- реализовать совместный проект.
Как проходит песочная терапия
Работа в песочной терапии имеет определенную последовательность.
- На первом этапе клиент и терапевт знакомятся друг с другом, определяют потребность клиента, его ожидания.
- На втором этапе происходит знакомство с песочницей, фигурами и создание песочной картины. На этом этапе и конструируется внутренний неосознаваемый мир.
- На третьем этапе происходит путешествие по песочной картине, который открывается в песочнице. Автор песочной картины знакомится с каждой фигурой в песочном поле. Уже на этом этапе происходят первые трансформации и инсайты, сознование своих чувств и эмоций. Формируются новые ресурсные послания.
- На четвертом этапе используется скрытая динамика песочной картины (машина едет, самолет – летит, пароход плывет и т.д.) и вводятся динамические действия. В песочнице могут проявляться спонтанные драматизации.
- На пятом этапе называется песочная картина, формулируется послание – выход в сознание.
Отзывы клиентов о консультации:
«На днях была на песочной терапии у Анастасии Чебан. Моя песочница называлась "Колибри Style". До сих пор перевариваю весь процесс, который происходил в песочнице. У меня получилась целая история, сказка о том, как мне придти к тому, про что был запрос. Сложно все ощущения облечь в слова, это что-то варится в тебе и трансформируется. Первые результаты запроса уже наблюдаю.
Мне нравятся такие инструменты работы, потому что ты вовлечен в процесс про себя как будто со стороны. Ты совершаешь в песочнице интуитивно то, что хотел бы, чтобы происходило в реальной жизни. Мне нравится в ней образность и символичность. В моей песочнице было множество символов - колибри как ресурс, морская звезда (символизирующее женское начало), кочки превратившиеся в женскую грудь, затем в вулкан, а после в водоем и многое-многое другое.
По ощущениям это мощный инструмент в работе, который остается в тебе еще долгое время после. И приживается внутри тебя постепенно, по крупицам присваивая тот опыт, который был в песочнице.
Настя, спасибо тебе за этот неожиданный для меня опыт, если честно!»
Записывайтесь через форму на сайте «Психолог», по телефону, электронной почте или на сайте Центра «Здесь и Теперь»:
- +7 (495) 724-80-43
- center@zdes-i-teper.
- www.zdes-i-teper.ru