Детский нейропсихолог Центра современных психологических технологий ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России.
Трудности в обучении, поведении и эмоциональной сфере у детей могут быть связаны с особенностями функционирования головного мозга и функциональной несформированностью его структур. Поэтому репетиторы, разъяснительные беседы и наказания в этих случаях неэффективны, а на ребёнка все чаще навешивают ярлыки "непослушного" и "глупого" ребёнка. Таким детям может помочь нейропсихолог.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция. Строится исходя из индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка.
Получить консультацию нейропсихолога необходимо, если ребёнок:
- плохо усваивает учебный материал;
- быстро устаёт;
- имеет проблемы с памятью и вниманием;
- неусидчивый, суетливый или слишком медлительный;
- в движениях выглядит неловким, неуклюжим;
- проявляет себя как "непослушного", "трудного" в воспитании;
- демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;
- получил родовую травму (асфиксия, гипоксия, стремительные роды и др.);
- родился недоношенным;
- имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;
- наблюдался и или наблюдается у врача невролога;
- имеет в анамнезе ММД (минимальные мозговые дисфункции), РЦОН (резидуальная церебральная органическая недостаточность), ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общее недоразвитие речи), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), УО (умственная отсталость)
- мало ползал или не ползал совсем;
- имел травмы головы.
Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности к школе и психолого-педагогическая подготовка к школе. Мы исследуем мотивационную, интеллектуальную, коммуникативную и произвольную сферу ребёнка и определим: готовность организма, психических процессов. личностную готовность ребёнка к обучению в школе.
Мы исследуем мотивационную, интеллектуальную, коммуникативную и произвольную сферу ребёнка и определим:
Готовность организма ребёнка к обучению в школе: уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребёнку выдерживать требования учебной нагрузки и школьной жизни. Критерий готовности — способность ребёнка поддерживать оптимальную работоспособность в течение урока, учебного дня и недели.
Готовность психических процессов к обучению: уровень сформированности восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Критерий готовности — умение на должном уровне управлять своей познавательной деятельностью, обобщать и использовать развёрнутую речь.
Личностная готовность ребёнка к обучению в школе: желание ребёнка стать первоклассником, заниматься учебной деятельностью, подчиняться определённому распорядку и требованиям учителя.
После проведения психолого-педагогической диагностики специалист анализирует ход исследования, протоколы и составляет заключение, в котором отражает актуальный уровень развития ребёнка и уровень готовности к школьному обучению.