Работа на границе с психиатрией: 6 навыков психолога



Работа на границе с психиатрией: 6 навыков психолога

Психологи испытывают страх, сталкиваясь с неизведанным в психике клиента. Испугавшись, они часто сворачивают с темы, продолжают работать в своем методе, будто бы не заметив того, что обнаружили. Или начинают углубляться в исследование, не зная, что усиливают аффект клиента, лишая его устойчивости, погружая в травму. Так, заходя новичками на территорию психиатрии, они становятся опасными для себя и клиента.

Мы, психиатры, обозначили 6 важных навыков грамотного психолога:

  1. Умение оценивать психический статус человека. Психический статус – это состояние человека на момент осмотра. То есть психолог  анализирует эмоциональный фон, настроение, строй и функции мышления, состояние памяти и интеллекта. Знание позволит ему определить предположительный уровень нарушений, ограничения и возможности человека. А значит, психолог сможет понять, уместна и достаточна ли его помощь или нужно направить клиента к психиатру за медикаментозной поддержкой, чтобы иметь возможность продолжить психотерапию. Также психологу на этом этапе важно понимать разницу в психологической помощи человеку с психическим заболеванием и клиенту невротического уровня.
  2. Знание своего статуса, психических ограничений и возможностей, как лица помогающего. Например, если психолог имеет в структуре своей личности психопатические или невротические грани, психические травмы или перенес депрессивный эпизод, но слабо осведомлен о своем устройстве и процессах, он будет не полезен, и даже вреден своему клиенту. Такой психолог может начать использовать клиента для уравновешивания своего состояния.
  3. Проведение дифференциальной диагностики состояния. Дифференциальная диагностика – это анализ симптомов для того, чтобы понять «градус» нарушений. Например, важно дифференцировать шизоидную психопатию от шизотипического расстройства, шизоидную организацию личности от шизоидной психопатии, ведь динамика у клиентов в терапии будет разная. Терапевту важно различить, что перед ним: заострение личностных черт под влиянием стресса или невроз, психопатия, психотическое нарушение, органического повреждение. Если психолог не проведет диагностики, он не определит сроки терапии, динамику состояния клиента, чрезмерно «затратится» при весьма скромных результатах.
  4. Способность понимать язык симптома и делать перевод для клиента. Для примера возьмем психосоматические симптомы. Что они хотят сказать своему «хозяину»? В частности, язвенная болезнь желудка может подсказать, что есть ситуации, которые человек «не переваривает», и, не осознавая свои тяжелые переживания, удерживает  их и изъязвляет себя. Задача психолога уловить эту логику симптома и помочь построить диалог, в котором человек и его тело поймут друг друга. Тогда телу больше не придется посылать болевые сигналы.
  5. Умение правильно трактовать суицидальные мысли или устремления человека. Психологу важно отграничивать состояния, когда клиент может быть опасен для себя, и когда симптомы - крик о помощи, жалоба о накопившемся напряжении и усталости. Например, когда человек обнаруживает суицидальные мысли в диалоге с терапевтом, делится ими - это показатель сильной боли, но они не говорят о подготовке к действию. Перевод с языка симптома будет примерно следующим: «Мне невыносимо, я хочу перестать это чувствовать».
  6. Распознавание природы аффекта клиента. Для примера возьмем физиологический аффект – внезапный наплыв очень сильных чувств, сужение сознания. Он может возникнуть в случаях острых или накопившихся хронических стрессовых ситуаций, при декомпенсации психопатии, при психических заболеваниях. Если перед психологом человек с психопатией возбудимого типа, то ему важно знать, что клиент может быть опасен для других. Специалисту на этом этапе нужно определиться, по силам ли ему продолжать работу и, если это так, - верно выстроить ее тактику.

Вам хочется научиться понимать «трудных» клиентов, работать с ними эффективно и безопасно? Разобраться в понятиях «норма» и «патология»? Научится диагностировать в процессе консультирования? Быстро узнавать клинические проявления психических расстройств?

Специализация Института супервизии и групповой терапии «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» создана специально для психологов, психотерапевтов, гештальт-терапевтов. На обучении мы говорим просто о сложном в практике, переводим язык врачей на язык психологов и гуманитариев. В результате вы сможете не только гораздо лучше узнать о собственной психической организации, но и расширите свою клиентскую базу, будете знать свои ограничения, как профессионал, чтобы вовремя позаботиться не только о клиенте, но и о себе.

Автор - Лариса Писаренко, врач-психотерапевт.

Связаться с автором статьи:

Кандидат психологических наук
Кандидат психологических наук (1995 г.), гештальт-терапевт (2001г.), групп-аналитик (2012 г.), групповой супервизор (2016 г.).

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить