Ведение терапевтической группы: чего боится терапевт?
Ведение терапевтической группы, тренинга, тематической группы, воркшопа – это особое искусство, навык и талант. Ведь группы по структуре и содержанию могут быть очень разными, каждая имеет свои особенности, которые ведущему необходимо знать для того, чтобы проект был успешным.
Несмотря на огромное желание многих профессиональных психологов работать с группами, они так и не начинают набор участников.
Терапевты при этом сталкиваются со своими страхами, вот некоторые из них:
- Я не смогу удержать внимание группы, власть.
- Мне, как ведущему, нечего дать группе, участники разочаруются, уйдут из группы.
- Я не совершенен и моя жизнь полна проблем. Как мне сказать об этом честно моей группе?
- Участники могут поднять темы, которые не проработаны у меня и я «провалюсь».
- Я не справлюсь с агрессией группы ко мне.
- Я не смогу быть хорошим медиатором в конфликтах участников.
- Я плохо разбираюсь в групповом процессе и могу навредить.
- Я не знаю, какой формат, вид группы будет лучше раскрывать мою идею и как практически в нем работать.
- Я не разберусь с переносами и контрпереносами.
- Я плохой организатор.
Эти тревоги не такие уж фантазийные. Со всем этими и многими другими задачами на практике сталкивается ведущий групп. Ведение терапевтической группы или любой другой – это невероятно сложная и ответственная балансировка, постоянный сбор информации о поле и энергии группы, о ее движении и сопротивлении, о ее общей теме и уровне развития, это внимание к каждому участнику и его роли в группе и для нее. Для того, чтобы быть устойчивым и эффективным в этом непростом деле, будущему ведущему групп необходимо пройти глубокое и длительное обучение групповой психотерапии.
Специализация по групповой психотерапии «Группа как инструмент психологической помощи» призвана подготовить профессиональных и сильных групповых ведущих, которые будут иметь конкретные практические навыки работы с группами разных форматов, а также теоретические знания, которые помогут им правильно организовать работу своих групп.
В процессе работы группы каждый участник:
- определяется, какую группу он хочет вести;
- организует эту группу из числа участников программы и ведет ее;
- получает интервизорский отклик на свою работу;
- берет супервизию тренера для своего проекта.
Особенность этой специализации в том, что члены группы получают теоретические и практические знания по трем основным блокам:
I. Направления групповой психотерапии
- Гештальт-группа.
- Группаналитическая группа.
- Группа экзистенциального опыта.
II. Виды групп
- Тренинг (учебная группа).
- Тематическая группа (учебно-терапевтическая группа).
- Психотерапевтическая группа.
III. Работа группы
- Ведущий группы.
- Структура группы.
- Процесс группы.
Благодаря особой структуре программы обучения групповой психотерапии участники становятся экспертами в видах и форматах групп, учатся конкретным техникам разных методов психотерапии и могут использовать их в своей работе группового ведущего, даже не имея базовой теоретической подготовки в этом направлении терапии.
В программу мы приглашаем: тренеров, коучей, психологов, психотерапевтов любых школ, начинающих групповых ведущих, желающих вести группы более профессионально.
В результате обучения групповой психотерапии в этой программе вы научитесь:
- создавать психологические группы и организовывать их работу;
- уверенно чувствовать себя в роли группового ведущего;
- на практике различать эффективность и сферу применения различных направлений групповой психотерапии.
- анализировать особенности структуры группы и управлять групповым процессом;
- делать группу инструментом психологической помощи.
Автор Юлия Артамонова – кандидат психологических наук, опытный групповой ведущий и преподаватель.