Я и… все-все-все, или Как сжечь старые грабли



Я и… все-все-все, или Как сжечь старые грабли

Согласно возрастной психологии каждый человек начинает долгий путь к Осознаванию себя с младенчества. Сначала учится управлять частями своего тела, потом  уже выделяет людей из своего окружения (мама, папа), подражает их движениям и звукам, овладевает начальными навыками речи, и уже называет себя, поначалу чаще в третьем лице: «Мише кушать!». И лет с 2-3х ребенок вступает в период осознания что «Миша» - это «Я», и потом - «Я сам», что вызывает массу сложностей для родителей гипотетического Миши, который «сам» умеет очень мало, а хочет сделать очень много :).

Потом Миша идет в детский сад, в школу, в институт, и на работу. И, казалось бы, Миша давно уже понимает, где Я и НЕ-Я, он не просто уже не ребенок, он старший помощник младшего менеджера… Да, формально он давно это понимает. Но, как показывает практика, далеко не всегда знает, что с этим делать.

Есть идеальная картинка: идеальные родители воспитывают и обучают ребенка навыкам взаимодействия с НЕ-Я по всем канонам психологии и жизненной мудрости. Однако мы понимаем, что такого не бывает. Хорошо, если семья в целом благополучная, и отношения  в ней тёплые и уважительные, и между родителями, и к ребенку: теплотудают любовь и принятие, а уважение проявляется во внимательности к потребностями и границам друг друга. К сожалению и так бывает не часто.
 
Зато бывает по-другому, и очень по-разному, в этой теме не очень важно как именно, но общее следствие тут одно: Миша понял, кто Я, кто/что НЕ-Я, но успешно выстраивать взаимодействие с НЕ-Я не научился. И взрослый (по паспорту) Миша никак не может вступить в отношения с приятной ему девушкой, или до мурашек боится строгого начальника, или испытывает необъяснимую тревогу в метро, или постоянно ругаетсяс соседом... Или всё это вместе, плюс многое другое.

Для Миши есть выход – психотерапия. Где он вступит в отношения с терапевтом и прочувствует как это, когда тепло и уважительно, и научится быть в этом, а позже – создавать такое же Сам. А чтобы облегчить себе путь, который ему предстоит пройти с психологом (а может и справиться с половиной пути в одиночку), полезно для начала самому исследовать свои взаимоотношения с НЕ-Я, по всем важным направлениям: я и друзья, я и семья, я и работа, я и …

Список этого «и …» пополняется постоянно. Там почти бесконечное количество пунктов,  – мы, оказывается, взаимодействуем с огромным количеством людей, ролей, понятий, областей,… . Но в каждом из пунктов важно найти То, что мешает человеку взаимодействовать с миром НЕ-Я с легкостью и комфортом. Назовём это «грабли». Да, те самые грабли, на которые мы так часто наступаем, и от которых уже шишка на лбу, но почему-то не получается их обойти. И чтобы избавиться от них, нужно сначала их увидеть, понять откуда они и зачем здесь лежат, а потом можно будет с ними попрощаться: убрать их с дороги или найти другой путь для себя, не усыпанный граблями.

Я и все все все или Как сжечь старые грабли

Исследовать свои личные взаимоотношения с каждой категорией «Я и …» можно в разных форматах: самостоятельно размышляя и анализируя, или в обсуждении с друзьями и родными, а также на психологической группе. Последний вариант более предпочтителен, так как в подобные группы набираются участники с похожими сложностями, уже заинтересованные в теме и готовые помочь не только себе, но и друг другу. Также на группе есть ведущие - психологи, которые будут способствовать пониманию Почему взаимодействие с кем/чем-либо в жизни человека происходит именно так, и готовы оказать поддержку на пути к цели.

В результате подобной работы становится возможно Изменить то, что не устраивает в уже работающей схеме, найти ресурс для себя, увидеть другие, более эффективные и комфортные варианты своих действий и взаимоотношений. Иными словами: найти и сжечь старые грабли, открыв для себя путь к свободному выбору нужного пути.


нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить